18. Этнометодология Л. Гарфинкеля


«Исследования по этнометодологии» (1967) американским исследовате­лем Л. Гарфинкелем. В границах этого теоретического и методологическо­го направления в социологии была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу обществен­ных дисциплин.

Его интересовало то, каким образом возможно рациональное корректное описание практических повседневных социальных взаимодействий.

Важность и неоднозначность этой проблемной ситуации задается, по Гарфинкелю, рядом предпосылок. Во-первых, любое описание подобного рода покажется осмысленным для воспринимающей аудитории лишь в том случае, если оно будет предполагать общее для всех участников знание контекста. Это знание может пониматься как молчаливо подразумеваемое свойство взаимодействия. Во-вторых, предполагается использование од­нозначных терминов для описания социальной ситуации. В-третьих, не все знание, включаемое в описание в целях выяв­ления смысла действия, обнаруживает себя синхронно с объяснением дан­ных. Некоторые элементы описания даже при явном их выражении могут быть полностью реконструированы лишь тогда, когда описание будет полностью завершено. В-четвертых, подобные описания должны конструироваться систематически и последовательно. И наконец, в-пятых, смысл материалов или элементов описания зависит от контекста, т. е. ли­бо от порядка следования материалов в процессе описания, либо от био­графии участника, либо от более широкого восприятия социальной ситуации. Таким образом, с точки зрения этнометодологии Гарфинкеля, социоло­гия призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстра­ординарные явления, будучи сама по себе весьма важной сферой повседнев­ной деятельности людей. Все люди в обществе, по Гарфинкелю, являются со­циологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

Именно поэтому, по Гарфинкелю, принимаемые нами в качестве объ­ективных образований черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в объективных категориях, т. е. в терминах их общих свойств. Традиционные формы социологического объяснения социолог трактует как нечто вроде специальных приспособлений, кодировальных таблиц, служащих для выделения и подчеркивания общих свойств явлений в ущерб особенным и уникальным их свойствам.

Социальное же взаимодействие, по Гарфинкелю, может быть коррект­но описано по аналогии с игрой. С этой точки зрения становится возможным выявить как совокупность основных правил, которые те, кто стремит­ся им подчиняться, считают правилами нормального взаимодействия, так и способы осмысливания с помощью этих правил конкретных социальных ситуаций их участниками.

Хотя этимология слова «этнометодология» и предполагает изучение подходов, применяемых социологами, этот термин обозначает в принципе все практические действия и описания, осуществляемые индивидами в обществе. В данном контексте этнометодология выступает как поисковое исследование природы социальных действий и объяснений (как обыден­ных, так и профессиональных) социального процесса. Крайне важно в связи с этим, по Гарфинкелю, избежать подмены анализа практических теорий участников скрытыми предпосылками, понятиями и теориями на­блюдателя. В противном случае социальный порядок «навязывается» си­туации извне, и главная проблема конструирования и поддержания участ­никами взаимодействия значимого массива представлений и действий становится «непроблемой». Рекомендуемый Гарфинкелем подход требует рассматривать этот навязанный извне порядок как проблематичный.

Критически оценивая позитивистские ориентации в социологии, Гарфинкель обращал внимание на то обстоятельство, что убежденность пози­тивистов в объективной пригодности «научного» языка для раскрытия «реальных» свойств социального мира оборачивается неизбежной «доку­ментальной интерпретацией» (трактовкой явлений, действий и ситуацион­ных факторов как отражения, свидетельства, документа лежащей в их ос­нове матрицы значений, детерминирующей объективный характер соци­ального мира). Позитивисты, по Гарфинкелю, упускают из виду то обстоя­тельство, что в процессе социологических объяснений по типу самообос­нования созидается мир, являющийся предметом их исследований.

Происходит это потому, что по сути толкования позитивистской социо­логии не выходят за рамки так называемого здравого смысла, это в реаль­ности обыденные толкования, ибо в их основе лежит вера в объективный характер социального мира.

В целом же основные компоненты этнометодологии сводимы к прави­лам метода, доступным любому и используемым любым социальным дея­телем в любом практическом действии, в котором он участвует. Основные принципы учения Гарфинкеля не могут быть изъяты из контекста профес­сиональной деятельности социологов — его последователей и объективиро­ваны как таковые.