Загрузка...

23. Социология Кареева


Видный российский социолог и историк Н. И. Кареев, автор книг «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность историческо­го процесса и роль личности в истории» (1889), «Введение в изучение со­циологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и др., полагал, что социология призвана открывать законы, управляющие общественными явлениями. При этом он утверждал, что между биологией и социологией необходимо помещать психологию, но «не индивидуальную, а коллектив­ную» [27. С. 40].

Поскольку все общественные явления суть, по Н. И. Карееву, проявле­ния духовного взаимодействия между людьми, то коллективная психоло­гия способна выступать как основа социологии. Главной же проблемой социологии ученый считал вопрос о методе социального познания, трак­товку коллективной психологии как основы общества и выяснение онтоло­гических аспектов исторического процесса.

Метод социологии, основополагающую парадигму социологического мышления Н. И. Кареев связывал с определенными «идеальными принци­пами», которые, с одной стороны, должны быть выше идеологических, национальных, религиозных или классовых предрассудков, но, с другой, выступают как атрибут социального познания, ибо никакое общественное явление, по мнению исследователя, не может быть понято без субъектив­ного к нему отношения.

Общество, обозначаемое Н. И. Кареевым как «надорганическая среда», понималось им как сложная совокупность психопрактических взаимодей­ствий личностей. Последняя включала в себя, по мнению социолога, «культурные группы» и «социальную организацию».

«Культурные группы» являются порождением воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимо­действия индивидов.

«Социальная организация» выступает как индикатор положения лич­ности в трех измерениях (юридическом, политическом и экономиче­ском), как показатель предела индивидуальной свободы. Этот фено­мен, по Н, И. Карееву, и является предметом социологии.

Трактуя общественные законы и закономерности как продукт деятель­ности разума и воли человека, он полагал, что главной задачей социоло­гии является постижение тех новаций, которые сформировались в соци­альной жизни. Выяснение же механизмов образования этих новаций со­циолог считал предметом теории исторического процесса (специфической общественной дисциплины). Желая сконструировать некую достаточно целостную теоретическую модель, Кареев ввел в систему собственных представлений об иерархии социальных дисциплин «теорию историческо­го прогресса». Являя собой, по его схеме, предмет философии истории, а не социологии, эта теория отличалась рядом оригинальных подходов и перспективных идей. Главной из них правомерно считать гипотезу о не­равнозначности эволюции и прогресса (эволюция — объективно фиксируе­мый процесс — явление безоценочное; прогресс же всегда «измеряется» идеалом — верой свободы и развития личности)

Несмотря на очевидный методологический дуализм, социологическая концепция Н. И. Кареева особо интересна именно тем, за что она была впоследствии жестко раскритикована обществоведами воинствующе-материалистической ориентации, — пониманием степени свободы челове­ческой личности в качестве высшего критерия социального прогресса

Не будучи столь мощным течением, как органицизм и психологизм в западной социологии, российская школа тем не менее подготовила почву для успешного критического усвоения в стране достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).

Загрузка...