Загрузка...

Общая социология


1.Пред, стру-ра и функции.Соц.–это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей социальных групп ОбъектС. — современное общ. и информация о нем, полученная другими науками. ПредметС.–закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.Структура-определенная упорядочность знаний об обществе. Структура представляет собой взаимосвязь всех теоретических и прикладных исследов. Основ. элементы: 1)знания об обществе как целостном социальном организме, 2)взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общ. жизни 3)знания о социальном составе населения Функции социологии:1.Познавательная-Прирост новых знаний о различных сферах жизни.2.Прогностическая-разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов. 3.Гуманистическая проведение социальных исследований, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми.5.Управленческая-Управление развитием различных сфер общественной жизни.. 6. Ценностно-ориентирующая человека.

2.Специфика социологического видения общества. Соц–я — одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития Соц–я — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, она изучает социальную специфику развития общества. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам, женятся, бастуют. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Социальная общность — группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям(семья, трудовые коллективы, государство). Объектом социологии являются: общество как целостная социальная реальность. Предметом Социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность

3.Социальная структура общества. Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Социальная структура общества – это переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей. Социальная структура придает нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, К элементам социальной структуры общества относятся:1.жителей города и деревни;2.представителей умственного и физического труда;3.социально-демографические группы (молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение);4.национальные общности (нации, народности, этнические группы).

4.Социальные статусы и роли. Статус – социальная позиция человека, занимаемая им в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями(Мать, мэр, священник). Различают ст-ы приписываемые и достигнутые. Ст. унаследованный от рождения называется приписываемым(возраст, пол, религия,). Ст. приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым(врач, студент, президент). Основной ст.– это ключевой статус, определяющий социальное положение. Личн-ый ст.– это позиция, занимаемая человеком в своем непосредственном окружении. Социальный ст.–позиция, занимаемая им в большой социальной общности.Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. Ролевой набор – один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей. Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль (врач-пациент)

5.Социальн. инстит.С. И.-это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Ценности-это цели и принципы жизнедеятельности личности; Нормы-это правовые и моральные регуляторы поведения;Связи-функциональное взаимодействие личностных ролей и статусов в соответствии с ценностями и нормами. Инс. имеют свои отличительные признаки:культурные символы(флаг, герб, гимн);кодексы поведения(присяга, клятва);идеологию, философию(миссия).Функц. С.И:Воспроизводственная -закрепление и воспроизводство общественных отношений;Регулятивная –регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;Социализация –передача социального опыта;Интегративная –сплочение, взаимосвязь членов групп под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей; Виды С. И:Семья–воспроизводства рода, Культура–духовные потребности;Эконом.–материальные потребности; Политика–обеспечение социального порядка;духовныепотребности;Социальная защита–помощь социально уязвимым слоям общества.

6.Клас-ция соц-ных груп.Социальная група –это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда(пол, возраст, образ.) В 1 клас-ции положен такой кпризнак, как численность, 1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; 2) Средняя группа – относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.3) Большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга. 2 клас-ция связана с таким критерием, как время, существования группы. Кратковременные и долговременные групы. 3 клас-ция опирается–структурная целостность групы. выделяют первичные и вторичные группы. Пер-ная–это не разложимое на составные части структурное подр-ние официальной организации, (бригада). . Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Фирма–это средняя, вторичная, чаще всего долговременая. группа.

7. Социальная организация: понятие, характерные черты и типология. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования. управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции.

8.Общество как социокультурная система. Социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов. общество (социальная система) и культура (система культуры). Различие между культурой и обществом, сводится к тому, что:социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни;особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития.

9.Понятие, содержание, основания социальной стратификации. Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: деньги, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель. Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического, малоквалифицированного. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту. Каждая страта включает только тех людей, кто имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации.

10.Исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, кланы, классы). Характер социал. расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. Типы стр. сист.:рабство, касты, сословия(закрытые общест), и классы(открытое). Под закрытым обществом, в данном контексте, следует понимать такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытых обществах переход из низших в высшие страты официально не ограничен законом. Рабовл. Стр.– собой форму максимально жесткого закрепления людей в низших стратах; Кастовая стр.- пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному иди по экономическому признаку; Сословная стр.- юридическое закрепление человека за той или иной стратой; Классовая стр.- система открытого типа, не предполагающая юридического или какого — либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой, не передается по наслед.

11. Сущность и причины социального неравенства. Консерваторы-неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества (функционалистскимитеории).Радикалы–социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги(теор конфликтов). Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация существует, поскольку она полезна для общества.( Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром). Общество должно располагать, во-первых, определенными благами, которые могут использоваться в качестве побудительных мотивов для своих членов, во-вторых, способом распределения этих благ среди различных статусов. Неравенство – это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Сторонники теории конфликта(К. Маркс) считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим вл властью над другими.

12. Социальные нормы и ценности как регуляторы социального взаимодействия. С. Н. — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность. Соц. ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности. Все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

13.Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Социальный контроль – это регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций. Это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих его элементов посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивидууму принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Социальные нормы – это совокупность стандартов и правил поведения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совместных согласованных действий, их оценки и регулирования. Они регулируют общий ход социализации, интегрируют индивидуумов в группы, а группы – в общество, контролируют отклоняющиеся поведения, служат образцами (эталонами) поведения.

14.Определение и классификация мобильности. Соц. М. это изменение социального положения людей. Различают: демографическую, географическую и социальную, индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную и горизонтальную, восходящую и нисходящую. Изучение было начато П. Сорокиным. Существуют два основных типа С. М.: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной С. М., или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной С. М. подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной М: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. С. М. может быть двух видов: М как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и М, диктуемая структурными изм.

15. Каналы вертикальной мобильности по П. Сорокину. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями

16. Социальное действие и поведение. ЭТо определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой С. Д. выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение. Элементы С. Д.: субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Поведение — это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие — это только некоторые виды поведения. не все социальные действия в конечном итоге приводят к социальному взаимодействию.

17. Элементы и методы социального контроля. Под С. К. понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т. п. Механизмы – собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций; внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей; побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”; ”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

18.Основные социологические парадигмы. согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных П – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на кот. опираются различные концепции 1.П. социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей.2.П. социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Соц. реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов.3. П. социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской С. и теории социального обмена.4.П. психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Соц. реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества.5.П. социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме соц. реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми.

19.Социальное взаимодействие: типология и формы. Социальное взаимодействие это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. Типология по видам: физическое; вербальное; жестовое. Формы–1.кооперация, сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи; 2.конкуренция, индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями; 3.конфликт, скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Социальное взаимодействие имеет две стороны Объективная сторона Это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обу­словливают и контролируют содержание и характер взаи­модействия между этими людьми. Субъективная сторона социального взаимодействия, это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений и в связи с исключением из среды производства.). Агенты– люди и учреждения, связанные.

20.Социализация личности: этапы, стадии, агенты, институты. Это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Процесс происходит двумя путями:1.социализация=интернализация социальных норм.2. элемент социального взаимодействия –повышения статуса в глазах других. Этапы социализации условно совпадают с этапами возрастного развития индивида:1. первичная социализация – она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей, вторичная социализация(профессиональная социализация–связана с овладением специальных знаний и навыков, включение индивида в систему общественного разделения труда –адаптация в профессиональной субкультуре, пенсионный возраст или утеря трудоспособности, характерная особенность которого изменение образа жизни.

21.Основные теории социализации личности. С. теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей. Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории понимают личность как совокупность отражений реакций других людей. Ролевая теория личности (Р. Мертон, Т. Парсонс) описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения

22. Понятие, типы и основные теории социальных изменений. Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места(Физическая среда– человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений, Население– Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества, Конфликты из-за ресурсов и ценностей, Инновации, Диффузия) Основные социологические подходы к изучению социальных изменений можно сгруппировать в четыре широкие категории: эволюционный подход– социальный дарвинизм Спенсера, циклический– концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций, функциональный и конфликтологический– полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений, Маркс –Изменение представляет собой динамический процесс комплексимообменов между всеми гранями социальной жизни.)

23. Коллективное поведение и коллективные действия. Коллективного поведения – образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остается относительно спонтанным и неорганизованным. Проявления кол. пов.: Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация, относительно быстро передаваемая людьми друг другу, Мода и увлечения– это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе, увлечения только у определен людей. Паника – это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы. Толпа – это временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, одна из наиболее известных и иногда наиболее зрелищных форм коллективного поведения.( Случайная толпа, Конвенциональная, Экспрессивная, Активная). Внушаемость – члены толпы склонны к большей внушаемости, чем та, что свойственна им в обычных социальных условиях. Деиндивидуализация­– понижение сознания.

24.Расовое и этническое неравенство. Расы – это группы населения, различающиеся наследственными чертами. Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. Меньшинство – это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации, угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей. Дискриминация – это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы Предубеждение – это мнение или предрассудок. Мертон выделяет четыре типа взаимосвязи между предубежденностью и дискриминацией: плюрализм(нежелание ассимилировать), перемещение населения(вызвана терроризмом), постоянное угнетение(подчинение и эксплуатация на своей территории), уничтожение(физическое уничтожение одной группы другой). Эти подходы не являются взаимоисключающими и некоторые из них могут применяться одновременно

25.Потребности, ценностные ориентации, установки личности. Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Ценности — это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов(Терминальные и инструментальные). Ценностные ориентации – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Социальные установки — один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям.

26. Социальные движения: понятие и типология. Это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Типы: Общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское), спе­цифические социальные движения (это прежде всего разно­го рода реформистские и революционные движения), экс­прессивные социальные движения (религиозные движения и мода), возрожденческие и националистические движения, а также пространственные движения (движения кочевни­ков, крестовые походы, паломничества). Внутри социального движения, с момента его возникновения и до полного исчезновения, происходят постоянные процессы, охватывающие не только участников движения, но и его организации, ин­ституты и нормативную систему. Социальные движения различаются по целям, которые ставят перед участниками социальных движений(Революционные– полная отмена существующей системы ценностей; Движения сопротивления–блокирование или отмена изменений

27.Классы в современном обществе. Выделяют основные и не основные классы, а также различные слои. Принадлежность к тому или иному классу определяет социальное положение людей, условия труда и быта, об­щественную психологию и идеологию, а также объектив­ные интересы. Благодаря своему социальному положению одни группы людей имели не только материальные, но и политические и иные привилегии, другие — напротив, лишались их Деление общества на классы оказыва­ет огромное влияние на социальную структуру общества, так как в результате этого деления в антагонистических обществах закрепляются и углубляются противоречия между умственным и физическим трудом, управленчес­ким и исполнительским трудом, между городом и дерев­ней. Появление, развитие и основные общественные черты классов зависят от типа общественно-экономической формации. Социально-классовая структура состоит не только из классов, но и из так называемых социальных слоев. Со­циальные слои (прослойки) также являются структурным элементом общества.

28. Природа девиации и ее социальные характеристики. Возникновение концепции– Э. Дюркгейма. Девиация — это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения. Социальные отклонения изучаются на индивидуальном и массовом уровне. Социальные характеристики девиации:1. относительность девиации– одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. 2. механизм закрепления определений– люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением от нормы.3. зона допустимых вариаций– нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой – как норма.

29. Социологические теории девиации. 1. Теория культурного переноса — для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях.2.Теория дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки: “Из хороших компаний выходят хорошие парни, а из дурных – плохие”. 3. Теория конфликта пытаются ответить на вопрос: “Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?4. Теория стигматизации– девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Ни одна социологическая теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм.

30.Гендерная стратификация:гендерная идентичность, Сист. полов. дифференциации форм-ся в проц. половой социализ, понятие пол неоднозначно в биолог.,соц.,лингвистич. науках.:Биолог.-сов-ть морф. х, физич. особен-ей, которое обеспеч. Половое размнож-еорганизмов. Соц.-комплекс репродуктивных, общесимантических, соц. хар-к, опред-х индивида как м. или ж. Подходы: биолог. (обращ. внимание на то, что многие человеч. св-ва ориентированы на оба пола; в генетич. смысле-все орг-мы двуполы; к чисто биолог-м факторам относят: 1 морфол. различия, 2 энергет. баланс, 3 агрессивность повед-я, 4 коммуник-е повед. и стр-ра группового взаимод-я, 5 различия в зоботе о внешности.) социальный (разд-е труда и соц-х ф-ий; половая роль-соц. норма, опред-е, чем должны/не должны заниматься м. и ж., а повед-е, реализующее эти ожидания наз. полоролевым; Ксенофонт выводил различия от воли богов; представления об универсальности этой сист. как основанной на взаимодополняимисти полов господ-ли в науки до 60-х 20в.; обосновали Парсонс и Бэйлз: дифферен. м. и ж. ролей не устранима, т. к.она основана на естеств. взаимодействии полов.)

Загрузка...