Загрузка...

ММСИ


1. Понятие и особенности измерения в социологическом исследовании. Измерением называется отображение в числовых системах информации о свойствах объекта и отношениях между ними. В социологии объектами измерения могут быть отдельные индивиды, социальные группы, рассматриваемые как носители различных социальных свойств: возраста, образования, удовлетворенности отдельными аспектами жизни. При измерении каждому объекту приписывается определенная числовая система в соответствии с его свойствами и соотношениями с другими объектами по данному признаку. Необходимыми условиями применения процедур измерения в исследовании социальных проблем являются:Наличие глубоко разработанной теоретической концепции. Создание эмпирической базы информации, необходимой для проверки теории. Разработка математических систем, позволяющих формализовать объект. Наличие адекватных методов измерения релевантных переменных. Важнейшей особенностью измерения в социологии является сочетание количественного и качественного анализа свойств социального объекта.

2. Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления. ЭТо перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой ее. предполагает, выявление смысловых единиц, в качестве которых могут быть 1) категории экономических учений (форма собственности, приватизация); науки (система, модель). 2) имена политиков, ученых,; 3) факт, событие, случай: частота и длительность упоминания о них в СМИ может свидетельствовать об актуальности, общественной значимости; Применительно к смысловым единицам выделяется система индикаторов – измеряемых, регистрируемых показателей степени проявления смысловой единицы. Процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам статистической обработки информации: группировка, ранжирование данных. Контент-анализ применяется для исследования направленности и интенсивности работы СМИ, практики изучения общественного мнения по письмам.

4. Организация социологического исследования, его основные этапы. Разработку программы исследования, включая – 1)проблему исследования; 2)определение целей и задач 3)определение объекта и предмета исследования; 4) интерпретацию и операционализацию понятий; 5)выдвижение и проверку гипотез. Разработку организационно – методического плана исследования, в котором определяется стратегический план исследования (поисковый, описательный и экспериментальный). Определение методического плана исследования:1) выбор методов сбора информации; 2) описание методов обработки и анализа информации. Подготовка рабочего плана исследования:1)определение по времени и месту исследовательской работы, сбору и анализу информации. Основными звеньями рабочего плана являются:1.пилотажное исследование (апробация инструментария);2.полевое исследование (массовый сбор данных об объекте);3.подготовка первичных данных для статистической обработки, выбраковка сомнительных анкет;3.статистическая обработка, группировка данных;4.анализ, интерпретация, описание и представление результатов исследования. Подбор и подготовка исполнителей для проведения социологического исследования.

5.Метод фокус — групп и особенности его применения в социологическом исследовании. Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, события, его восприятия, оценки людьми. Респонденты (по инициативе исследователя) заранее знакомятся с предметом обсуждения: вопросником на заданную тему, планом беседы «за круглым столом», статьей, книгой. Фокус-группа может быть сформирована по поводу ранее имевших место событий, например, что бы высказать свое мнение в связи с уже просмотренным телесериалом. Требует от исследования предварительной подготовки. Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным для интервьюера. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии и, что вообще не осталось в памяти. Метод фокус-групп может быть полезным при изучении степени эффективности учебного процесса, рекламы, пропагандистских акций в избирательных компаниях Этот вид интервью дает возможность при обработке результатов использовать методы количественного анализа информации (контент-анализа).

6. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Анкета–упорядоченная по содержанию и форме система вопросов и высказываний, выполненная в виде опросного листа. Содержание анкеты должно строго соответствовать цели, задачам и гипотезам, сформулированными в программе исследования. Вопросы анкеты должны быть предельно понятными респонденту. От цели вопросы подразделяются на типы: содержательные(о событиях (фактах), о мнениях (оценках),) и функциональные. По форме: закрытые, полузакрытые, открытые; прямые и косвенные. Виды: функционально-психологические, вопросы – фильтры и контрольные вопросы. Вводная часть – обращение и инструкция по заполнению. Основная часть включает контактные, содержательные, контрольные вопросы и вопросы – фильтры. Заключительная часть, «паспортичка» — просьба сообщить о себе: пол возраст, образование, стаж работы, род занятий, семейное положение и т. п. К телефонным опросам прибегают при необходимости немедленного получения информации о состоянии общественного мнения по какому-либо злободневному вопросу (по избирательной компании, по проекту закона и т. п.)

7. Понятие переменной в социологии. Виды переменных. Под переменной понимается то свойство или отношение исследуемых социальных явлений, которое может иметь большую или меньшую степень интенсивности и тем самым может быть редуцировано к числу. Различать экспериментальные(зависимые и независимые) –независимую переменную можно рассматривать как причину (фактор), а зависимую как следствие (результат) воздействия независимой переменной. и не экспериментальные переменные(неизменяющиеся и изменяющиеся)– отражают те свойства и отношения исследуемого объекта, которые в равной степени действуют и в экспериментальной и в контрольной группах. Скрытая переменная незамеченная причина (обстоятельство), влияющее на исследуемое свойство. В обществе взаимодействуют не изолированные пары переменных, а целостные системы свойств социальных явлений, которые необходимо рассматривать в общем социальном контексте

8.Метод экспертных оценок в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности. Метод экспертных оценок основан на обработке субъективных суждений экспертов (судей). Измерение в этом случае состоит из двух процедур: 1) построение шкалы, то есть определение шкальных весов признаков (метод парных сравнений– экспертам предлагается произвести попарное сравнение объектов с тем, чтобы установить в каждой паре предпочтение и метод равных интервалов– большой список суждений, записанных на карточках, (100-200) об изучаемой характеристике предлагается экспертам разложить на 7, 9 или 11 категорий, ранжированных по степени важности. Интервалы между категориями должны быть субъективно равными, то есть эксперту должно казаться, различия по степени предпочтения между суждениями любых двух смежных категорий равны), и 2) оценивание респондентов по этим шкалам.

9. Ошибки выборки. Обобщенный статистический показатель качества выборки. Систематическая ошибка — выражающая некоторые существующие связи, возникающие в процессе регистрации сведений между объектом, субъектом и условиями проведения наблюдения. Случайные ошибки(носят вероятностный характер) отражают менее существенные связи в процессе регистрации и складываются из различных статистических погрешностей, возникающих в ходе сбора информации. Погрешности, имея различную направленность в отдельных единицах наблюдения, проявляют тенденцию к взаимному погашению при обобщении результатов по всей исследуемой совокупности. В выборочном исследовании ошибки являются результатом отклонения от планируемой выборки. Важнейшими показателями репрезентативности выборки являются величины средней и предельной ошибки выборки. Предельной ошибкой выборки D называют доверительный интервал отклонения для изучаемого признака выборочной средней величины от средней генеральной. Обобщенным статистическим показателем качества (репрезентативности) выборки является средняя ошибка.

10. Целенаправленные способы проектирования выборки. При необходимости изучить в статистических показателях особенности условий и образа жизни отдельных (даже малочисленных) групп населения репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Такая выборка, будучи качественно представительной в отношении целей исследования, не является статистически репрезентативной в отношении генеральной совокупности В ней обеспечивается представительство по признакам, выявленным в предыдущих исследованиях, а для реализации таких выборок могут использоваться таксономические процедуры. Так называются математико-статистические методы многомерной типологизации объектов. Эти методы позволяют классифицировать объекты по степени выраженности определенных признаков: индивидов по деловым и личным качествам, различные страны по показателям культуры. К одному типу (таксону) математическая программа относит объекты, которые по сравниваемым признакам ближе друг к другу, чем к другим объектам.

11.Вероятностные способы формирования репрезентативной выборки. Выборочная совокупность обычно формируется таким образом, чтобы при минимуме единиц отбора с определенной степенью вероятности была смоделирована генеральная совокупность с учетом характеристик, достаточно значимых с точки зрения задач исследования. Свойство выборки моделировать эти характеристики называется репрезентативностью. Основным принципом вероятностного способа создания выборки является равенство шансов попадания в нее для всех элементов (индивидов или группы), составляющих генеральную совокупность. Простая случайная бесповторная выборка предполагает отбор единиц анализа наугад из генеральной совокупности, например, из картотеки, в которую включены все сотрудники организации. Или с помощью таблиц случайных чисел отбираются номера из алфавитного списка. При организации бесповторного отбора пропускаются одни и те же числа, попадающиеся повторно. Если же работают по картотеки, то попавшие в выборку карточки не возвращаются в картотеку.

12. Типы социологического исследования. Тип определяется его целями, задачами состоянием знания об изучаемом объекте. Выделяют разовые(1.формулятивного (поисково-разведывательного),2.описательного (дескриптивного), 3.объяснительного (аналитико-экспериментального) плана.) и повторно-сравнительные исследования (1) панельные; 2) трендовые; 3) когортные исследования.). Поисковое исследование проводится в случае, если об объекте нет достаточно ясного представления. Цель такого исследования – формулировка проблемы, основных задач и гипотез. Исследование описательного плана имеет своей целью системную качественно-количественную характеристику объекта в соответствии с заранее определенной проблемой, гипотезой, концептуальной моделью предмета исследования. Аналитико-экспериментальное исследование направлено на проверку объяснительной гипотезы. По характеру задач – 1) фундаментальные 2) прикладные 3) комплексные. По типу логической связи:1.поисковые 2.пилотажные 3.экспериментальные 4.проектно-конструкторские По срокам: 1.долгосрочные 2.среднесрочные 3.краткосрочные 4.экспресс-исследования

13. Стратегия и методы качественного социологического исследования. Сторонники качественного подхода, развивая традиции Макса Вебера, считают своей первоочередной задачей понимание смыслов социальных действий и повседневной жизни людей. В основе стратегии качественного подхода находится парадигма герменевтики — «понимающей социологии». Согласно этой парадигме индивиды рассматриваются скорее не как продукты своей социальной среды, ее элементы, а как самостоятельно думающие, чувствующие, действующие, субъекты — агенты социального действия. На выбор стратегии и методов исследования влияют: Теоретическая ориентация исследователя, Целевая установка исследования, Наличные ресурсы, Амбиции, склад ума, личностные склонности. Основными видами качественной социологии являются кейс-стади, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи, биографическое интервью, метод «фокус — групп».

14. Гипотеза: виды гипотез, фазы построения. Это научное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме его функционирования и развития и возможных средствах решения социальной проблемы. Выдвигаемая гипотеза должна быть логически согласована с проблемой и целью исследования. Гипотезу следует формулировать в понятиях, которые получили предварительное уточнение и интерпретацию в программе исследования. Виды гипотез: по задачам исследования: основные и не основные;по степени общности: основания и следствия;по последовательности выдвижения: первичные и вторичные;по содержанию: описательные (о существенных свойствах объекта), структурные, функциональные и объяснительные (о причинно-следственных связях в объекте);прогнозные: о тенденциях в дальнейшем развитии объекта. Фазы: сбор информации по исследуемой проблеме, Формулировка гипотез, Группировка гипотез, их классификация на основные и не основные гипотезы-основания и гипотезы-следствия с тем, чтобы привести их в определенную систему.

15. Показатели, индикаторы и индексы в эмпирическом исследовании. Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое, фиксируемое, измеряемое явление, в котором отражается некое существенное качество объекта, не поддающееся непосредственному наблюдению Все социальные показатели можно разделить на три класса: знаково-символические средства; средства наблюдения и измерения; социальное явление и процессы, в которых отражаются другие, непосредственно ненаблюдаемые явления и процессы. Индикатор – это такой показатель, который относится к классу явлений – характеристик, а индекс – это показатель, который можно отнести к комбинированному средству измерения. Для каждого показателя в процессе операционализации понятия подбираются индикаторы — явления, которые можно наблюдать, регистрировать, измерять — количество опозданий, прогулов; рационализаторских предложений. Индекс – специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частной гипотезы

16. Проблема в социологическом исследовании. Проблема занимает центральное место в разработке исследования: с постановки проблемы оно начинается и завершается решением проблемы. Научная проблема более или менее точно отображает социальную проблему (реальную проблемную ситуацию), то противоречие, которое возникает в процессе функционирования и развития социальных систем. В научной проблеме фиксируется противоречие не между элементами социальной системы (как в социальной проблеме), а несоответствие между Знанием О потребностях социальной системы и Незнанием Путей их удовлетворения. Процедуры постановки проблемы: осмысление проблемной ситуации; формулировка предстоящей проблемы. Проблема, сформулированная в программе, должна одновременно соответствовать потребностям изучаемой социальной системы и возможностям получения, необходимых для этого новых знаний средствами данного исследования В противном случае, возникает опасность выдвижения псевдопроблемы.

17. Эмпирическая и теоретическая типологизация. Э. Т – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов, рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Идею применения подобной Т. социологии сформулировал П. Лазасфельд. Он ввел понятие «пространство свойств в трехмерном физическом пространстве». Задача Многомерной эмпирической Т. свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов – Таксономии и кластерного анализа .Кластеры – сочетание свойств. Если в Э. Т. определение классов, кластеров, типов осуществляется путем объединения объектов со сходными признаками, то в Т. Т. обобщение признаков социальных явлений осуществляется на основе идеальной (гипотической) теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Целью Т. Т. является проверка теории путем сопоставления теоретически конструируемых типов с эмпирическими доказательствами соответствия.

18. Программа социологического исследования: её функции и этапы разработки и реализации. Программа исследования – формулировка проблемы, изложение цели, общей концепции исходных гипотез исследования вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Функции: научно-познавательную и научно-организационную Этапы: формулировка социальной и научно-исследовательской проблем, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования, эмпирическая интерпретация, операционализация понятий, создание концептуальной (гипотетической) модели (схемы) объекта выдвижение основной и рабочих гипотез, разработка процедурно-методического раздела программы, включающего стратегический, методический и организационный планы исследования. Этапы рабочего плана: Период разработки теоретической концепции, всех полевых инструментов, включая пробу методик и пилотаж всех процедур30%времени,, проведения полевых исследований20%, обработка и анализ данных и промежуточные отчеты 40%, оформление итоговых отчетов и публикаций10%.

19.Методика, техника и процедуры социологического исследования. Общая направленность программы социологического исследования должна отвечать практическим интересам и строиться с учетом целей работы. Программа теоретико-прикладного исследования включает в себя следующие элементы. Методологический раздел программы:1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.2. Определение цели и постановка задач исследования.3. Уточнение и интерпретация основных понятий.4. Предварительный системный анализ объекта ис­следования.5. Развертывание рабочих гипотез. Процедурный раздел программы:6. Принципиальный (стратегический) план исследования.7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования. Решить научную проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, т. е. концептуальную схему, объясняющую то или иное социальное явление

20. Соотношение теоретического, эмпирического и прикладного уровней социологии. Теория, выступающая в роли руководства в определении целей, направлений и средств исследования, приобретает методологическую функцию. Методология придает познавательному процессу общую направленность, позволяя осмыслить в едином комплексе цели, задачи, средства исследования, обеспечивая достоверность и надежность научных и практических выводов. Эмпирическая социология, используя все эти методы, сосредоточивает внимание исследователей на первичном изучении социальных явлений, анализ и обобщение которых служат основой, с одной стороны, для социологической теории, а с другой, для прикладной социологии, разрабатывающей модели и проекты управленческих решений по урегулированию организационных и социальных структур и социального взаимодействия. Методическое обеспечение социологического исследования предполагает осуществление трех взаимосвязанных и последовательных видов процедур: концептуализации(иссл. объекта), познавательных процедур(операц) и объективации(табл, отчет).

21.Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования и их публичное представление: цель, логика, структура. В отчете излагается программа исследования, последовательность ее выполнения, описываются полученные результаты, расчеты, обоснования, выводы и рекомендации. В приложении представляются анкеты, бланки, карточки наблюдения, тесты, цифровые таблицы, графические показатели и т. Рекомендации должны быть достаточно аргументированными как результатами данного исследования, так и, научным анализом управленческой практик. Важнейшими общими требованиями к составлению отчета являются:по возможности полное, последовательное изложение всех ступеней проведенного исследования, логики научного поиска;строго следовать при написании отчета разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования;в отчете важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур, показать место и роль каждой из них в накоплении и интерпретации новых знаний.

22.Двухмерные и многомерные корреляции. Корреляция выражает такую форму связи, когда определенному значению одной величины соответствует ряд распределения значений другой величины. Показатели, отражающие меру корреляции (тесноту, направление связи) называются коэффициентами корреляции: коэффициент Юла, коэффициент двусторонней связи, Пирсона, ранговой корреляции Спирмена, множественный коэффициент корреляции, коэффициент Чупрова, Крамера. Другим методом поиска скрытой (латентной) структуры взаимосвязи множества переменных является Факторный анализ. Смысл факторного анализа в том, что принято считать n переменных линейными функциями меньшего числа других переменных, называемых Факторами.

23. Классификация вопросов по содержанию и форме. По содержанию: Вопросы о фактах, событиях в прошлом и настоящем, а также о результатах деятельности, Вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов. По форме различают вопросы: открытые и закрытые; прямые и косвенные. Респонденты охотнее отвечают на косвенные безличные вопросы, чем на прямые личные, особенно если речь идет о выяснении мнений, отличающихся от общепринятых. Преимущество открытых вопросов заключается в том, что респондент может высказать новые для исследователя, не предполагаемые ранее суждения. А недостатки заключаются в трудностях заполнения анкеты, анализа и вероятности множественной субъективной интерпретации и несопоставимости итоговых данных. Преимущество закрытых вопросов заключается в легкости и простоте заполнения и обработки анкет, но велика опасность навязывания ответов респонденту, когда у него свое мнение еще не сложилось или ни один из вариантов ответов ему не подходит.

24.Элементы статистического анализа эмпирических данных — частотное распределение, средняя, дисперсия, их назначение. Объектами социологического исследования являются разнообразные множества людей (статистические совокупности) – группы, слои, классы. Совокупности состоят из отдельных единиц – людей или объединений людей. Каждый социальный объект является носителем разнообразных признаков (пол, возраст, образование). Признаки бывают дискретными (прерывными) и интервальными (непрерывными). Первичная обработка заключается в преобразовании исходной информации (ответов респондентов, данных наблюдения и т. п.) путем табулирования, классификации, расчета многомерных распределений и т. д.Вторичная обработка – преобразование данных первичной обработки – получение показателей, рассчитываемых по частотам, кластерам (например, средние, меры рассеяния, связи, показатели значимости). К вторичной обработке относят такие методы графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

25.Социометрический опрос: сущность и особенности реализации. Социометрический метод – вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения и отклонения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.(Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии.) Социометрический опрос предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно определенного критерия. Социометрический критерий – конкретная содержательная ситуация формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для выявления структуры взаимоотношений в малой группе. В зависимости от задач и целей исследования респондентам может быть предложено несколько вариантов социометрического выбора: Неограниченный выбор, Полный ограниченный выбор, Строго ограниченный выбор. Результаты социометрических опросов выражаются в графической и количественной формах.

26.Правила построения социологической анкеты. Анкета–это структурно организованный набор вопросов, связаных целью, задачами и гипотезами, программы исследования. Вопросы должны полностью соответствовать программе исследования. Структура и последовательность вопросов должна быть подчинена получению самой необходимой информации для достижения целей исследования. Анкета характеризуется следующей последовательностью разделов: 1) вводная часть; 2) основная; 3) социально-демографический. Вводная часть включает «обращение к респондентам», в котором указывается, какая организация проводит опрос; объясняется цель исследования; Основная часть состоит из вопросов, ответы на которые предполагается использовать для проверки гипотез исследования. Вопросы о той информации, которая имеет прямое отношение к основной проблеме исследования. Демографическая часть анкеты – здесь содержатся вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности (пол, возраст, семейное положение, профессия опрашиваемого).

27.Особенности интервью. Виды интервью. Интервью является одним из видов опроса. Особенности интервью связаны с наличием вербального контакта интервьюера с респондентом:1)этот метод сбора информации требует больше времени2) вербальная информация дополняется визуальной;3) интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента.Виды интервью:1.свободное интервью. Заранее определяется только тема беседы. Этот вид интервью применяется на подготовительном этапе исследования, когда необходимо сориентироваться в проблемах, целях и гипотезах исследования, для разработки его программы, анкеты.2.фокусированное интервью организуется по поводу конкретного факта, события, его последствий и причин. Респонденты заранее знакомятся со статьей,3.интервью с открытыми вопросами предполагает строго предопределенную последовательность вопросов и их формулировки. Ответы на вопросы записываются дословно или кодируются сразу по заранее предусмотренной схеме4.формализованное интервью – самый распространенный вид. Вопросы, как правило закрытые.

28.Метод наблюдения в социологическом исследовании. В «жесткой» методологии количественного подхода применяются три основных класса методов сбора первичной социологической информации: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Прямым наблюдением в социологии называют регистрацию событий непосредственно исследователем. Виды наблюдений: нестандартизированное, проводимое по принципиальному плану в соответствии с исследовательской целью;стандартизованное, организуемое по детально разработанной процедуре. По условиям организации наблюдения делятся на: полевые (в естественных условиях обычной деятельности людей);. лабораторные (в экспериментальной ситуации). Процедура любого наблюдения требует определения:объекта и предмета (кого наблюдать и что наблюдать?);способов наблюдения (как наблюдать?) и методов регистрации фактов наблюдения (как фиксировать события?). Объект и предмет наблюдения определяется программой исследования – сформулированными в ней проблемой, целью, задачами и гипотезами.

29.Биограф. метод и метод отдельного случая. Особенностью биографического метода можно считать большую сфокусирован­ность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда-группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п, В центре внимания оказывается документальное или устное описание событий с точки зрения самого «случая».Б. М. имеет «этнографические» корни. Впервые метод жизненной истории использовали представители Чикагской школы социологии У. Томас. В качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных: устные исторические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений. В центре внимания Б. М. оказывается устное или документальное описание событий с точки зрения самого рассказчика в той форме, в которой субъект жизнеописания переживает, интерпретирует и определяет эти события

30.Телефонный, почтовый и прессовый опросы Телефонный опрос широко применяется как одна из разновидностей оперативных опросов. Он предоставляет возможность немедленной компьютерной обработки данных. Хорошие результаты дают телефонные опросы по анкетам, опубликованным в газетах, имеющих массовую читательскую аудиторию Нерешенной проблемой, однако, остается обеспечение репрезентативности при такой технике телефонного опроса. Но такой опрос оправдывается такими соображениями как низкая себестоимость, оперативность при мониторинге общественного мнения по актуальным проблемам. Почтовый опрос в 10 раз дешевле, чем сбор данных путем интервью. Главная проблема – повышения удельного веса возвращаемых, заполненных анкет. Возврат анкет с безличным обращением оказался выше, чем анкет с личным обращением: «Желательно по условиям выборки именно Ваше участие в опросе». Заверения в анонимности, содержащееся в анкетах, рассылаемых по почте, по данным экспериментов, не влияют на увеличение доли возврата.

Почтовые опросы могут быть более представительными, если анкеты рассылаются выборочной аудитории, а не читателям данной газеты.

31.Районированая и гнездовая выборки, их сходство и различия, особенности осуществления.

Районированная (стратифицированная) выборка формируется путем выделения в генеральной совокупности однородных частей, называемых стратами (районами). Основным принципом районированной выборки является пропорциональность выделенных групп, если исследователь собирается делать обобщающие статистические выводы по всей генеральной совокупности. Гнездовая (серийная) выборка, как и районированная, также формируется на основе выделения групп как единиц наблюдения, но различия по составу внутри групп превышают различия между группами. Гнездами (сериями) при этом выступают разнородные по своему внутреннему составу группы (семьи, бригады, коллективы однородных учреждений, школьные классы, однотипные населенные пункты).В отличие от районированной выборки при гнездовом отборе колеблемость признаков внутри групп выше, чем между группами. Отобранные в выборку серии подвергаются сплошному или выборочному обследованию.

Загрузка...