ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. ОПЕРАТОРЫ ВЕТВЛЕНИЯ И МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
ОПЕРАТОРЫ ВЕТВЛЕНИЯ И МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ИЗ MATH.H
ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение операторов ветвления if, if…else, if…else if…else…, оператора множественного выбора switch. Работа со встроенными библиотечными функциями из MATH.H.

1. Порядок выполнения работы

Зайти в директорию BC31\BIN. Запустить bc.

1.1. Ввести и выполнить программу 1. Записать в отчет результаты работы программы.

/* Текст программы 1.*/

#include <stdio.h>
void main(void)
{
char x;
printf(“Введите букву а”);
scanf(“%c”,&x);
if (x = =’a’)// если введенный символ ‘а’, тогда выполняется следующая команда. Иначе .//никаких действий не происходит.
printf(“Вы ввели правильную букву”);
}
1.2. Ввести и выполнить программу 2. Записать в отчет результаты работы программы.
1.3. Составить и выполнить программу 2, чтобы она реагировала на введенные большие и малые буквы.
/* Текст программы 2.*/

#include <stdio.h>
void main(void)
{
char x;
printf(“Введите букву а или b”);
scanf(“%c”,&x);
if (x = =’a’)
printf(“Вы ввели букву a”);
else
if (x = =’b’)
printf(“Вы ввели букву b”);
}

1.4. Выполнить задачу программы 2 используя оператор switch.
1.5.Так же выполнить проверку на введенную большую или малую букву в программе 2. Записать в отчет текст программы.
1.6. Рассмотреть подключение библиотеки математических функций MATH.H Ввести и выполнить программу 3. Записать в отчет текст программы и результаты работы.

/* Текст программы 3.*/
#include <stdio.h>
#include <math.h>

void main(void)
{
int x,y;
printf(“Введите число\n”);
scanf(“%d”,&x);
printf(“Введите номер операции: 1- извлечение корня, 2- возведение в квадрат\n”);
scanf(“%d”,&y);
switch(y){
case 1: x=sqrt(x);
printf(“Результат = %d”,x); break;
case 2: x=pow(x,2);
printf(“Результат = %d”,x); break;
default: printf(“\nВы ввели не верный знак операции”); break;}
}

2. Содержание отчета
1. Результаты работы программы 1 и программы 2.
2. Текст программы 2 с использованием оператора switch.
3. Текст программы 3.
4. Индивидуальное задание.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Определить, принадлежит ли число диапазону и равно ли оно одной из границ. Число и границы ввести с клавиатуры. Вывести соответствующие сообщения на экран.
2. Выполнить операции сложения и вычитания. Если введен другой знак операции вывести сообщение «Вы ввели ошибочный знак операции». Знак операции и два числа ввести с клавиатуры.
3. Выполнить операции умножения и деления. Знак операции и два числа ввести с клавиатуры. При делении проверять делитель, если он равен 0, выдать сообщение «На 0 делить нельзя».
4. Ввести время суток с клавиатуры. Если оно с 6 до 12 выдать на экран сообщение «Утро», если с 12 до 16 выдать на экран сообщение «День», если с 16 до 24 выдать на экран сообщение «Вечер».
5. Ввести время суток с клавиатуры. Если оно с 9 до 10 выдать на экран сообщение «Завтрак», если с 12 до 13 выдать на экран сообщение «Обед», если введено другое время выдать сообщение «Делай что хочешь».
6. Билеты в кинотеатр стоят: с 1 по 10 ряд — 30к., с 11 по 15 ряд – 45 к., с 16 по 20 ряд – 60 к. Количество билетов и ряд ввести с клавиатуры. Вывести на экран стоимость билетов.
7. Билет на дневной сеанс в кинотеатр стоит 30 к., на вечерний – 60 к. Сеанс и количество билетов ввести с клавиатуры. Вывести на экран стоимость билетов, ввести сумму денег и вывести на экран сдачу либо сообщение что денег не хватает.
8. Ввести вес с клавиатуры. Если он меньше 50 выдать на экран сообщение «Ешьте больше», если он от 50 до 75 – «Вы в норме», если больше 75 – «Вам следует похудеть».
9. Ввести рост с клавиатуры. Если он больше 190 см вывести сообщение «Вы подходите для фотомодели», если он между 170 и 180 – «Вы среднего роста», и если рост меньше 160 см – «Вам следует носить обувь на высоких каблуках».
10. Ввести размер обуви с клавиатуры. Если он больше 44, вывести на экран сообщение «для Вас магазины ‘Богатырь’», если он между 36 и 39 – «для Вас подходит любой магазин обуви», и если размер обуви меньше 35 – «Вы можете покупать обувь в ‘Детском мире’».
11. Ввести с клавиатуры цвет светофора. Выдать на экран соответствующие сообщения. Красный — «Стоп», Желтый – «Внимание», Зеленый – «Идите».
12. Выполнить задачу 2 с использованием оператора switch.
13. Выполнить задачу 3 с использованием оператора switch.
14. Выполнить задачу 11 с использованием оператора switch.

Вопросы по лабораторной работе

1. Как подключить библиотеку математических функций?
2. Как выполняется оператор if ?
3. Как выполняется оператор switch ?
4. Множественный выбор с использованием if else.

ПРИМЕЧАНИЯ
Функции, определенные в головном файле math.h: abs, labs – модуль числа
acos — арккосинус
asin- арксинус
atan -арктаегенс
atof, atoi — преобразование вводимой строки символов в коде ASCII в число
cos – косинус
exp — экспонента
log , log10 — логарифм
pow ,pow10 – возведение в степень
sin — синус
sqrt – извлечение квадратного корня
tan — тангенс