Загрузка...

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО «ИНФОРМАТИКЕ» для студентов 1 курса


Инженерно-технический институт

Кафедра Программное обеспечение вычислительной техники

А.В. Кирсанова, О.М. Фурдуй

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО «ИНФОРМАТИКЕ» для студентов 1 курса всех специальностей инженерно-технического института.

ВВЕДЕНИЕ

Прошло совсем немного времени, как в школах и Вузах стали изучать информатику. Сейчас она претендует на  звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами призвана создавать фундамент профессионального образования в ВУЗе.

Наступило время, когда профессионал – юрист, инженер, экономист, социолог – уже не может справляться с потоками информации; специалисту необходимы инструментарий и методология его применения для обработки информации.

Претендент на престижную работу должен не только обладать профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и разбираться в информационной технологии работы на персональном компьютере (ПК), что как раз и дает изучение информатики.

 

 

 

 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИЯ,

 ИНФОРМАТИКА, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

 

1.1. Понятие информация

 

В истории цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

П е р в а я революция связана с изобретением письменности – огромный качественный и количественный скачок (возможность передачи информации от поколения к поколению).

В т о р а я революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Т р е т ь я (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества (появились телеграф, телефон, радио), появилась возможность оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Ч е т в е р т а я (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и изобретением ПК (на базе микропроцессоров создаются компьютеры, компьютерные сети). В этот период осуществляется переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов.

Но, не смотря на все информационные революции и прогресс общества, до сих пор так и не дано строго определения информации. Поэтому говорят о понятии «информация». В отличие от определения, понятие не дается однозначно, а вводится  на примерах.

Термин и н ф о р м а ц и я происходит от латинского informatiо, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

В разных науках определения информации даются по-своему, выделяя в качестве основных компонентов те, которые наилучшим образом соответствуют ее предмету и задачам. Понятие информация, введенное в одной дисциплине может опровергаться конкретными примерами и фактами, полученными в рамках другой.

В Энциклопедии 1988 г. «Информация (первоначально) – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом; (с середины 20 в.) – общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передача сигналов от клетки к клетке, от организма к организму; одно из понятий кибернетики.

Определение: «Информация — это совокупность данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира» характерно для естественных наук, но может быть опровергнуто в социальных науках.

Чем сложнее система, тем сложнее виды информации циркулирующие в ней. Другое определение: «Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов». Исходя из диалектического единства данных и методов, в информационном процессе можно говорить о некоторых свойствах информации.

А) Динамический характер информации. Информация постоянно меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов (т. е. в момент протекания  информационного процесса). Все остальное время   она находится в состоянии данных.

Б) Требование адекватности методов (пример: письмо на китайском языке). Получаем разную информацию в зависимости  от степени адекватности применяемых методов.

В) Диалектический характер взаимодействия данных и методов. Данные объективны. Методы субъективны. Информация возникает и существует в момент динамического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные, а именно: информатика рассматривает информацию как связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Например: на листе записаны десять номеров телефона; любой человек воспримет эти цифры как данные, так как они не представляют никаких сведений. Если же напротив каждого номера написать название фирмы и род деятельности, то для этих же людей непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую в дальнейшем можно использовать.

1.2. Свойства информации

 

На свойства информации влияют как свойства данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в момент протекания информационных процессов.

По окончанию процесса свойства информации переносятся на свойства новых данных, т.е.  свойства методов могут переходить на свойства данных.

Система показателей характеризующих информацию:

А) Синтаксические свойства информации;

Б) Семантические свойства информации;

В) Прагматические свойства информации.

1.2.1. Прагматические (потребительские)

показатели качества информации

Количество информации здесь принимается как объем тех сведений, которые используются в решении задачи. Эти свойства менее всего изучены.

Прагматические свойства информации характеризуют качественные и количественные показатели оцениваемой информации, применительно к тем задачам, для которых они используются. Различают следующие показатели:

  • Объективность и субъективность информации (фотоснимок, рисунок);
  • Полнота информации характеризует качество информации, определяет достаточность данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся;
  • Достоверность информации (релевантность). Наличие «информационного шума» влияет на достоверность информации. Снижение его повышает достоверность;
  • Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация получается на основе неполных или недостоверных данных.
  • Важность информации – значимость информации с точки зрения тех задач, для решения которых используется оцениваемая информация. Учитывается множество критериев оценки – уровень потерь в процессе обработки, уровень затрат на восстановление нарушений и т.д.
  • Чистота – отсутствие среди необходимых данных ненужных или, как принято говорить шумов.
  • Доступность информации (толерантность) – мера возможности получения той или иной информации. Форма представления информации с точки зрения удобства восприятия и удобства использования в процессе решения задач.
  • Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени.

 

Далее: 

Тирасполь, 2006

Загрузка...