Лабораторная работа № 2. Система Windows 95. Возможности и интерфейс. Основные приемы работы.


Цель работы:

Изучить возможности и интерфейс операционной системы Windows, овладеть основными приемами работы.

Графический интерфейс

Каждая запускаемая программа в системе Windows работает в своем собственном окне. Разного рода запросы  и сообщения выглядят в виде окошек с текстом и кнопками. Содержимое дисков – файлы и папки (директории) – тоже показываются в окнах.

Папки

Все документы и программы хранятся в папках, структуру которых можно просмотреть с помощью проводника Windows или значка «Мой компьютер».

Длинные имена файлов

Windows позволяет присвоить длинное имя любому файлу (до 255 символов). В именах можно даже использовать пробелы и точки.

Свойства

Чтобы просмотреть или изменить сведения об объекте, например документе, программе, папке, диске или принтере, следует обратиться к его свойствам. Откройте контекстное меню объекта с помощью правой кнопки мыши и выберите в нем пункт Свойства.

Что это такое?

В некоторых окнах диалога предусмотрен новый способ получения справки. Достаточно нажать расположенную в правом верхнем углу окна кнопку, а затем щелкнуть интересующий элемент в окне. При этом на экране появится всплывающее окно с текстом пояснения.

Каждый файл (программа, текстовый документ, рисунок, архив) в среде Windows выглядит как маленькая картинка-пиктограмма (или значок), под которой написано его название. Если это программа, то, дважды быстро щелкнув по значку левой кнопкой мыши, ее можно запустить. Все значки можно двигать по экрану мышью, удалять, копировать и потом вставлять на новом месте. Все окна можно перемещать, увеличивать и уменьшать их вертикальные и горизонтальные размеры, закрывать – как мышью, так и через соответствующее меню. Для изменения размера окна достаточно взять его мышкой за границу или за уголок (при этом курсор мыши, который обычно выглядит как белая стрелочка, превратится в тоненькую черную двойную стрелочку) и растягивать насколько необходимо.

Каждая программа запускается в своем собственном окне, которое имеет меню, а часто и панели инструментов (заменяющие некоторые из пунктов меню), справочную систему.

Каждое окно имеет заголовок (самая верхняя строка), кнопки окном, вертикальный и (или) горизонтальный движки (лифты) для пролистывания содержимого окна.

Практическое занятие 2

 

 

Упражнение 2.1. Настройка свойств мыши

  1. Откройте диалоговое окно Свойства: мышь (Пуск —> Настройка -> Панель управ­ления —> Мышь).
  2. Щелкните дважды на элементе управления Область проверки. Убедитесь, что при двойном щелчке элемент срабатывает, а при двух отдельных щелчках с продолжительным интервалом — нет.
  3. Методом перетаскивания переместите движок Скорость двойного нажатия в крайнее правое положение. Убедитесь, что при этом интервал времени между двумя отдельными щелчками, составляющими двойной щелчок, чрезмерно занижен и выполнить двойной щелчок очень трудно.
  4. Переместите движок в крайнее левое положение и убедитесь в том, что два отдельных щелчка интерпретируются как двойной щелчок.
  5. Экспериментально выберите наиболее удобное для себя положение движка.
  6. Откройте вкладку Перемещение.
  7. Уменьшите чувствительность мыши, переместив движок Скорость перемеще­ния указателя в крайнее левое положение. Щелкните на кнопке Применить.
  8. Установите указатель мыши примерно в центре экрана. Не отрывая запястья от поверхности стола, подвигайте мышь в направлении влево-вниз — вправо-вверх. Убедитесь в том, что указатель мыши не достигает левого нижнего и правого верхнего углов экрана.
  9. Переместите движок Скорость перемещения указателя в крайнее правое поло­жение. Щелкните на кнопке Применить.
  10. Убедитесь в том, что указатель мыши можно провести от левого нижнего до правого верхнего углов экрана, не отрывая запястье от поверхности стола.

И. Экспериментально выберите наиболее удобное для себя положение движка. После каждого изменения его положения не забывайте задействовать команд­ную кнопку Применить.

  1. Закройте диалоговое окно Свойства: Мышь.

Операционная система Windows 98 позволяет каждому пользователю индивидуализировать настройку органов управления. Необходимые для этого средства можно найти в окне Панель управления.

 

Упражнение 2.2. Настройка оформления Рабочего стола, работа с Проводником, поисковой системой Windows 98 и Корзиной

  1. Щелкните правой кнопкой мыши на свободном от значков участке Рабочего стола.
  2. Выберите в контекстном меню пункт Свойства — откроется диалоговое окно Свойства: Экран. Убедитесь в том, что открыта вкладка Фон.
  3. В списке Рисунок рабочего стола выберите рисунок Лес. Щелкните на кнопке ОК. Убедитесь в том, что фон Рабочего стола изменился.
  4. Повторите пункты 1-3, изменяя на вкладке Фон способ расположения фонового рисунка с помощью раскрывающегося списка Расположить. Установите, как влияют на оформление экрана способы Растянуть, По центру и Рядом.
  5. Повторите пункты 1-3, выбрав в качестве фонового рисунка объект Облака и способ расположения Растянуть.
  6. Запустите программу Проводник (Пуск -> Программы -> Проводник).
  7. Из Проводника запустите поисковую систему Windows 98 (Сервис -> Поиск —> Файлы и папки).
  8. С помощью поисковой системы установите, где хранятся фоновые рисунки Рабо­чего стола. Для этого в поле Имя введите название объекта: Лес, в поле Где искать установите обозначение жесткого диска (С:) и убедитесь в том, что установлен флажок Включая вложенные папки. Запустите процесс поиска щелчком на команд­ной кнопке Найти.
  9. Когда объект Лес будет найден, на панели результатов поиска будет показано его местоположение — папка C:\Windows.
  10. Закройте окно поисковой системы и вернитесь к окну Проводника. На левой панели разыщите и раскройте папку C:\Windows. Пользуясь полосой прокрутки, разыщите на правой панели объект Лес. Посмотрите, в каком формате хранится этот и другие фоновые рисунки и узоры Рабочего стола.
  11. Сместите окно Проводника на Рабочем столе так, чтобы был виден значок Корзины.
  12. Перетащите значок Лес с правой панели Проводника на значок Корзины. Ответьте утвердительно на запрос системы о целесообразности удаления объекта в Корзину.
  13. Сверните (не закрывая) окно Проводника щелчком на сворачивающей кнопке.
  14. Откройте вкладку Фон диалогового окна Свойства: Экран (см. п. 2).
  15. Убедитесь в том, что в списке Фоновый рисунок рабочего стола отсутствует рису­нок Лес.
  16. Откройте Корзину двойным щелчком на ее значке.
  17. Восстановите объект Лес по месту предыдущего хранения (выделить объект и дать команду Файл -> Восстановить).
  18. Откройте вкладку Фон диалогового окна Свойства: Экран и убедитесь в том, что в списке Фоновый рисунок рабочего стола присутствует рисунок Лес.
  19. Закройте все открытые окна.

Файлы фоновых рисунков и других объектов, используемых для оформления Рабочего  стола, можно найти в папке C:\Windows. Размещая объекты в этой папке, мы можем управлять тем, какие элементы оформления нам доступны в диалоговом окне Свой­ства: Экран. В тех случаях, когда мы не знаем, где находятся объекты, используемые для оформления операционной системы (например, файлы со звуковыми клипами), можно воспользоваться системными средствами поиска. Операции подключения эле­ментов оформления к средствам оформления по своей сути являются файловыми операциями, и их можно производить с помощью программы Проводник или иного диспетчера файлов, установленного на компьютере.

 

Упражнение 2.3. Автоматический запуск приложений

  1. Запустите программу Проводник (Пуск -> Программы -> Проводник).
  2. На левой панели Проводника разыщите папку C:\Windows\Главное меню \Программы\Автозагрузка. Откройте ее, и на правой панели рассмотрите ярлыки приложе­ний, загружаемых автоматически. Запомните местоположение папки \Автозагрузка на левой панели.
  3. На левой панели раскройте папку C:\Windows. На правой панели разыщите значок программы Калькулятор (Calc.exe). В случае необходимости используйте полосы прокрутки. Если есть трудности с розыском объекта Calc.exe, включите режим сортировки объектов по имени (Вид -> Упорядочить значки —> по имени).
  4. Методом специального перетаскивания (при нажатой правой кнопке мыши) перетащите значок приложения Calc.exe с правой панели Проводника на левую панель. Экспериментальным путем убедитесь в том, что прокрутка содержи­мого левой панели происходит автоматически, когда перетаскиваемый значок подводится к краю панели. Не отпускайте кнопку мыши.
  5. Разыскав значок папки \Автозагрузка, наведите на него перетаскиваемый зна­чок. О точности наведения свидетельствует факт изменения цвета надписи, присоединенной к значку. Выполнив наведение, отпустите кнопку мыши и в открывшемся меню специального перетаскивания выберите пункт Создать ярлык.
  6. Откройте папку \Автозагрузка. Убедитесь в том, что в ней появился ярлык про­граммы Калькулятор.
  7. Завершите работу с операционной системой и выключите компьютер.
  8. Включите компьютер, дождитесь окончания загрузки операционной системы и убедитесь в том, что произошел автоматический запуск программы Кальку­лятор.
  9. Любым способом откройте окно папки \Автозагрузка и удалите ярлык Кальку­лятор.

По окончании загрузки операционной системы происходит автоматический запуск  приложений, ярлыки которых размещены в специальной папке \Автозагрузка. Управ­ление автоматической загрузкой приложений выполняется путем наполнения данной папки ярлыками.

Упражнение  2.4. Редактирование свойств типов файлов

  1. Щелкните правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер. Убедитесь в том, что в контекстном меню присутствуют пункты Открыть и Проводник. Проверьте действие обоих пунктов. Убедитесь в том, что в первом случае открывается окно папки, а во втором — окно Проводника, в котором правая панель почти тождественна окну папки.
  2. Убедитесь в том, что в контекстном меню пункт Открыть выделен полужирным шрифтом, и сопоставьте это с тем фактом, что именно это действие выполняется по умолчанию (при двойном щелчке на значке Мой компьютер). Цель настоя­щего упражнения — изменить это действие. v
  3. Откройте диалоговое окно Свойства папки (Пуск —> Настройка —> Свойства папки).
  4. Откройте вкладку Типы файлов.
  5. Прокрутите список Зарегистрированные типы файлов и найдите в нем объект Папка.
  6. Щелкните на командной кнопке Изменить — откроется диалоговое окно Изме­нение свойств типов файлов.
  7. Убедитесь в том, что в списке Действия описаны два действия, выполняемые с папками Open (Открыть) и Explore (Открыть в Проводнике). Убедитесь в том, что действие Open (Открыть) считается избранным по умолчанию и выделено полу­жирным шрифтом.
  8. Выделите действие Explore (Открыть в Проводнике) и щелкните на кнопке По умолчанию.
  9. Закройте диалоговые окна.
  10. На рабочем столе дважды щелкните на значке Мой компьютер и убедитесь в том, что окно Мой компьютер открывается не в окне папки, а в Проводнике.
  11. Откройте папку \Мои документы (Пуск -> Избранное —> Мои документы). Убеди­тесь в том, что и она открывается в Проводнике. Если на Рабочем столе имеются значки (ярлыки) иных папок, убедитесь в том, что изменение свойств папок затронуло и их.
  12. Повторив действия пунктов 3-9, восстановите исходную настройку свойств папок.

Редактируя свойства типов файлов, мы можем назначать различные действия, выполняемые с данным типом (открытие для просмотра, открытие для редактирования, открытие для воспроизведения и т. п.). Соответствующие настройки выполняют с помощью вкладки Типы файлов диалогового окна Свойства папки. Одно из действий может быть задано по умолчанию — оно выполняется двойным щелчком на значке объекта. Прочие действия можно исполнить с помощью контекстного меню.

 

                        Практическое занятие 3

  Упражнение 3.1. Приемы работы с текстовым редактором Блокнот

                                                                                                                                                                            

  1. Запустите текстовый редактор Блокнот (Пуск -> Программы —> Стандартные -> Блокнот).
  2. Убедитесь, что включена русская раскладка клавиатуры. В противном случае щелкните на указателе языка на панели индикации и выберите в открывшемся меню пункт Русский.
  3. Введите с клавиатуры слово Конденсатор (при вводе заглавной буквы удерживайте нажатой клавишу SHIFT) и нажмите клавишу ENTER.
  4. Далее введите с клавиатуры термины Резистор, Катушка индуктивности, Выклю­чатель, Амперметр и Вольтметр, нажимая после ввода каждого термина клавишу ENTER.
  5. Расставьте в документе термины по алфавиту, выделяя строки и перемещая их через буфер обмена. Дважды щелкните на слове Амперметр и убедитесь, что оно при этом выделяется (в программе Блокнот этот способ служит для выде­ления отдельных слов). Нажмите комбинацию клавиш SHIFT+ВПРАВО, чтобы включить в выделенный фрагмент невидимый символ конца строки — курсор при этом переместится в начало следующей строки.
  6. Дайте команду Правка -> Вырезать, чтобы забрать выделенный фрагмент в буфер обмена. Убедитесь, что он действительно удаляется из документа.
  7. Нажмите комбинацию клавиш CTRL+HOME, чтобы установить курсор в начало документа. Дайте команду Правка -> Вставить, чтобы вставить фрагмент из буфера обмена.
  8. Установите указатель мыши, на начало слова Вольтметр. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, выделите это слово методом протягивания.
  9. Нажмите комбинацию клавиш CTRL+X, переместите текстовый курсор в начало второй строки текста и вставьте новый фрагмент из буфера обмена (CTRL+V).
  10. Установите текстовый курсор в начало строки, содержащей слова Катушка индук­тивности. Дважды нажмите комбинацию SHIFT+CTRL+ВПРАВО и убедитесь, что при каждом нажатии выделенный фрагмент расширяется, охватывая следующее слово. Нажмите комбинацию клавиш SHIFT+ ВПРАВО. Мы выделили нужный фрагмент при помощи клавиатурных команд.
  11. Нажмите комбинацию клавиш SHIFT+DELETE, переместите текстовый курсор в начало третьей строки текста и вставьте новый фрагмент из буфера обмена с помощью комбинации клавиш SHIFT+INSERT.
  12. Используя описанные приемы, завершите формирование списка введенных терминов в алфавитном порядке.
  13. Сохраните созданный документ под именем list.txt.

Мы научились выполнять ввод и редактирование текстов в редакторе Блокнот. Мы  освоили несколько приемов выделения и перемещения фрагментов текста через буфер обмена.

 

Упражнение 3.2. Приемы работы с графическим редактором Paint

В этом упражнении мы создадим условное обозначение вольтметра, принятое на электрических схемах.

  1. Запустите графический редактор Paint (Пуск —> Программы -> Стандартные -> Paint).
  2. Убедитесь, что на палитре задан черный цвет в качестве основного и белый — в качестве фонового.
  3. Дайте команду Рисунок -> Атрибуты, в диалоговом окне Атрибуты задайте ширину рисунка, равную 300 точек и высоту — 200 точек. Щелкните на кнопке ОК.
  4. Выберите инструмент Эллипс и в палитре настройке инструмента укажите вари­ант Без заполнения.
  5. Нажмите и удерживайте клавишу SHIFT. Методом протягивания нарисуйте окружность в центральной части области рисунка. Диаметр окружности должен составлять около половины высоты рисунка. Отпустите клавишу SHIFT.
  6. Выберите инструмент Линия. В палитре настройки инструмента выберите вари­ант толщины линии (второй сверху).
  7. Нажмите и удерживайте клавишу SHIFT. Методом протягивания нарисуйте неболь­шой горизонтальный отрезок прямой в стороне от окружности. Отпустите кла­вишу SHIFT.
  8. Выберите инструмент Выделение. В палитре настройки инструмента выберите режим с прозрачным фоном.
  9. Методом протягивания выделите прямоугольный фрагмент, охватывающий нарисованный отрезок прямой, но не затрагивающий окружность. Комбина­цией клавиш CTRL+X поместите его в буфер обмена.
  10. Вставьте отрезок прямой на рисунок комбинацией клавиш CTRL+V. Обратите внимание, что выделение при этом сохраняется.
  11. Переместите выделенный фрагмент так, чтобы отрезок прямой примыкал к окружности слева. Обратите внимание на то, что фоновая часть фрагмента не перекрывает окружность.
  12. Повторите операции, описанные в пп. 10-11, чтобы создать отрезок прямой, примыкающий к окружности справа.
  13. Выберите инструмент Текст.
  14. Методом протягивания создайте область ввода текста внутри окружности. Вве­дите символ «V». С помощью панели Шрифты задайте подходящий размер и начертание шрифта.
  15. Методом перетаскивания за границу области ввода текста поместите букву «V» в центре окружности.
  16. Щелкните вне области ввода текста, чтобы превратить текст в часть рисунка.
  17. Сохраните созданное изображение под именем scheme.bmp.

Мы научились создавать простейшие примитивы (эллипс, линия), установили, как влияет  регистровая клавиша SHIFT на работу инструментов рисования, научились вводить текстовые данные и компоновать рисунок из объектов.

 

Упражнение 3.3. Приемы форматирования в текстовом процессоре WordPad

В этом упражнении мы создадим иллюстрированный словарь терминов, введенных в файл list.txt в упражнении 3.1.

  1. Запустите текстовый процессор WordPad (Пуск> Программы > Стандартные> WordPad).
  2. Откройте текстовый файл list.txt
  3. Дайте команду Файл —> Сохранить как, в списке Тип файла выберите пункт Word для Windows 6.0 и сохраните файл под именем dict.doc.
  4. Выделите первое слово документа (Амперметр). На панели форматирования задайте шрифт Arial (Кириллица), размер шрифта — 14 пунктов, выберите полужирное начертание.
  5. Нажмите клавишу END, чтобы снять выделение, а затем — клавишу ENTER.
  6. Введите краткое описание термина, указанного в предыдущей строке, например, так: «прибор для измерения величины электрического тока». Размножьте вве­денный текст таким образом, чтобы образовался абзац размером 3-4 строки. (см. рис. )
  7. Выделите весь только что введенный абзац (можно использовать «тройной щел­чок»). На панели форматирования задайте шрифт Times New Roman (Кириллица), размер шрифта — 12 пунктов.
  8. На линейке, расположенной ниже панели форматирования, перетащите маркер в виде квадратика на расстояние 1 см (по линейке) вправо. Убедитесь, что весь абзац теперь отображается с отступом от левого края.
  9. Снимите выделение и установите курсор в начало первой строки того же самого абзаца. Нажмите клавишу TAB. Убедитесь, что табуляция в первой строке абзаца может использоваться для создания абзацного отступа.
  10. Введите аналогичные краткие описания для последующих терминов создаваемого «словаря» и отформатируйте термины и описания так, как указано в пп. 4-9.
  11. Установите курсор в конец описания термина Вольтметр и нажмите клавишу ENTER.
  12. Дайте команду Вставка -> Объект. В диалоговом окне Вставка объекта установите переключатель Создать из файла.
  13. Щелкните на кнопке Обзор, разыщите в файловой структуре ранее созданный документ scheme.bmp, щелкните на кнопке Вставить. Щелкните на кнопке ОК.
  14. Убедитесь, что созданное изображение схематического обозначения вольтметра вставлено в документ в качестве иллюстрации.
  15. Измените масштаб отображения рисунка в документе путем перетаскивания с маркеров изменения размера, расположенных на границах объекта.
  16. Сохраните текущий документ dict.doc.

Мы научились выполнять форматирование текста с помощью текстового процессора  WordPad. В частности, мы научились по-разному оформлять заголовки и абзацы основ­ного текста, а также встраивать графические объекты из внешнего источника.

 

Упражнение 3.4. Сопоставление приемов внедрения и связывания объектов

В предыдущем упражнении мы создали комбинированный документ dict.doc, содер­жащий внедренную иллюстрацию. В этом упражнении мы поместим тот же объект методом связывания.

  1. Запустите текстовый процессор WordPad (Пуск —> Программы —> Стандартные —> WordPad). Откройте файл dict.doc.
  2. Удалите внедренный рисунок. Выделите его щелчком и нажмите клавишу DELETE
  3. Дайте команду Вставка -> Объект. В диалоговом окне Вставка объекта установите переключатель Создать из файла.
  4. Щелкните на кнопке Обзор и разыщите в файловой структуре документ scheme.bmp. Щелкните на кнопке Вставить.— закроется диалоговое окно Обзор.
  5. Установите флажок Связь, чтобы установить связь с рисунком (операция свя­зывания). Щелкните на кнопке ОК.
  6. Дайте команду Файл -> Сохранить как и сохраните документ под именем dictl .doc. Закройте программу WordPad.
  7. Запустите программу Paint. Откройте файл scheme.bmp и измените его, напри­мер, закрасив внешнюю часть рисунка другим цветом с помощью инструмента Заливка. Сохраните рисунок scheme.bmp.
  8. Запустите программу WordPad. Откройте документ dict.doc. Проверьте, изме­нился ли его вид.
  9. Закройте документ dict.doc. Откройте документ dictl .doc. Обратите внимание на вспомогательную операцию, выполняемую после загрузки документа. Про­верьте, изменился ли вид этого документа. Чем вы объясните обнаруженные различия между документами?

Мы научились выполнять операцию связывания объектов с текстовым документом и  исследовали различие между операциями внедрения и связывания.

 

Дополнительные задания.

 

Упражнение 4.1. Резервное копирование данных

  1. Запустите программу Проводник (Пуск -> Программы -> Проводник). Откройте папку \Work. Дайте команду Файл ->Создать —>Папку. Переименуйте созданную папку, присвоив ей имя Эксперимент. Скопируйте в папку \Эксперимент файлы dict.doc и scheme.bmp.
  2. Запустите программу резервного копирования (Пуск -> Программы -> Стандарт­ные -> Служебные -> Архивация данных).
  3. Для создания задания архивации щелкните на кнопке Мастер создания архивов на панели инструментов.
  4. Установите флажок Архивация выбранных файлов и щелкните на кнопке Далее.
  5. На левой панели окна мастера разверните структуру папок диска D: и папку \Work. Установите флажок у имени папки \Эксперимент и щелкните на кнопке Далее.
  6. Установите переключатель Новые и измененные файлы и щелкните на кнопке Далее.
  7. Укажите имя архива как D:\MyBackup.qic. Щелкните на кнопке Далее.
  8. Установите флажки, определяющие сравнение файлов после завершения архи­вации и разрешающие сжатие файлов в архиве. Щелкните на кнопке Далее.
  9. Введите имя задания архивации как Эксперимент и щелкните на кнопке Запуск. По отчету программы архивации зафикси­руйте время, потраченное на архивацию.
  10. Переключитесь в программу Проводник и очистите папку \Эксперимент.
  11. Вернитесь в программу архивации, выберите вкладку Восстановление и щелкните на кнопке Мастер восстановления файлов. Выберите только что созданный архив и щелкните на кнопке Далее.
  12. Мастер автоматически выберет файлы, расположенные на резервной копии. Щелкните на кнопке ОК.
  13. Установите флажок у диска D:, чтобы показать, что требуется восстановить все файлы, имеющиеся в архиве. Щелкните на кнопке Далее.
  14. Щелкните на кнопке Далее, чтобы показать, что файлы должны быть восста­новлены в их исходном месте.
  15. Щелкните на кнопке Запуск, а затем на кнопке ОК. Просмотрите отчет о вос­становлении файлов.
  16. Убедитесь, что «утраченные» файлы в папке \Эксперимент восстановлены.

Мы научились выполнять резервное копирование данных на диск. В ходе упражнения мы создали одно задание на архивацию. Таких заданий может быть много. Разные задания могут включать в себя различные наборы папок.

 

Упражнение 4.2. Проверка жесткого диска

  1. Запустите программу проверки диска (Пуск -> Программы —> Стандартные -> Слу­жебные -> Проверка диска).
  2. Выберите диск D: в списке дисков.
  3. Щелкните на кнопке Дополнительно и ознакомьтесь с настройками, использу­емыми программой при проверке логической структуры файловой системы. Закройте диалоговое окно Дополнительные параметры настройки диска щелчком на кнопке Отмена.
  4. Установите переключатель Полная и щелкните на кнопке Настройка.
  5. Ознакомьтесь с настройками, используемыми программой при проверке магнит­ной поверхности диска. Закройте диалоговое окно Режим проверки поверхности диска щелчком на кнопке Отмена.
  6. Установите переключатель Стандартная. Сбросьте флажок Исправлять ошибки автоматически.
  7. Щелкните на кнопке Запуск и наблюдайте за ходом проверки.
  8. При обнаружении ошибок на диске ознакомьтесь с сообщением об ошибке и выберите среди предлагаемых вариантов исправления тот, при котором ошибка игнорируется и работа продолжается дальше.
  9. Закройте отчет о результатах проверки. Закройте программу Проверка диска щелчком на кнопке Закрыть.

Мы научились настраивать и выполнять частичную и полную проверку жесткого диска. Частичную проверку (проверку логической структуры) рекомендуется выполнять доста­точно часто, например после каждого сбоя в работе операционной системы. Полную проверку выполняют реже (два раза в год).

 

Упражнение 4.3. Работа с дисками

  1. Возьмите две дискеты 3,5’’ емкостью 1,44 Mb и отформатируйте их. При форматировании задайте дискетам метки disk 1 и disk 2.
  2. Скопируйте на первую дискету несколько ваших рабочих объектов (папок, файлов, ярлыков, приложений).
  3. В произвольном порядке удалите с дискеты половину объектов.
  4. Проверьте поверхность дискеты disk 1 и информацию, содержащуюся на ней, программой ScanDisk. Получите итоговую информацию о сканировании.
  5. Выполните дефрагментацию дискеты disk
  6. Сделайте копию дискеты disk 1 на дискете disk
  7. Получите информацию о дискете disk

Упражнение 4.4. Запуск приложений MSDOS

  1. Дайте команду Пуск —> Выполнить.
  2. В диалоговом окне Запуск программы введите mem.exe (это приложение MSDOS, служащее для контроля за распределением первого мегабайта оперативной памяти) и щелкните на кнопке ОК. Программа автоматически запустится в Сеансе MS-DOS.
  3. В окне Сведения о памяти MS-DOS щелкните на кнопке Полноэкранный режим на панели инструментов.
  4. Нажмите комбинацию клавиш ALT+TAB, чтобы переключиться в другое прило­жение или на отображение Рабочего стола. Вернитесь к работе с программой MSDOS щелчком на соответствующей ей кнопке Панели задач.
  5. Нажмите любую клавишу, ознакомьтесь с информацией о завершении Сеанса MS-DOS, закройте окно щелчком на закрывающей кнопке.
  6. Подготовьте запуск этой же программы в режиме MS-DOS. Для этого сначала создайте ярлык программы. Щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте Рабочего стола и выберите в контекстном меню команду Создать —> Ярлык.
  7. В окне мастера Создание ярлыка щелкните на кнопке Обзор, в диалоговом окне Обзор откройте папку C:\Windows\Command, выберите файл mem.exe и щелк­ните на кнопке Открыть.
  8. Щелкните на кнопке Далее, ознакомьтесь с предлагаемым именем ярлыка, щелк­ните на кнопке Готово.
  9. Щелкните на созданном ярлыке правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Свойства. Выберите вкладку Программа и щелкните на кнопке Дополнительно.
  10. В диалоговом окне Дополнительные настройки программы установите флажок Режим MS-DOS и щелкните на кнопке ОК.
  11. Убедитесь в том, что вкладки Шрифт, Память, Экран и Разное в диалоговом окне свойств ярлыка теперь дезактивированы и не содержат элементов управления. Щелкните на кнопке ОК.
  12. Дважды щелкните на созданном ярлыке.
  13. Убедитесь, что происходит завершение работы графической части операционной системы и выполняется запуск программы в однозадачном режиме (комбинация ALT+TAB не работает). Проверьте, как выполняется автоматическая пере­загрузка Windows после завершения работы программы.

Мы научились запускать приложения MSDOS в окне Сеанс MSDOS и в режиме MSDOS. Мы убедились, что в первом случае параллельно с приложением MSDOS возможен запуск иных приложений, а во втором случае приложение захватывает все ресурсы компьютера. Для приложений, запущенных в Сеансе MSDOS, мы научились выполнять переход в полноэкранный режим работы и обратно. Для приложений, запускаемых в режиме MSDOS, мы научились выполнять редактирование свойств значка приложения.