КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ


Тема № 1. Основной вопрос философии.                                                                                        

1.Предмет философии, функции философии.

2.Основные течения в философии. Идеализм и материализм, их сущность.
Какому течению принадлежит это суждение, и объясните почему? ( Дайте оценку этому высказыванию).

3.« То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца»,есть не солнце, а психическое  событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а признаю только определенные действия, которые они производят во мне, объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, являются «внешними» только в моем личном пространстве, которые исчезает с моей смертью».

Какому течению принадлежит это суждение, и объясните почему? ( Дайте оценку этому высказыванию).

4«Начало Вселенной – атомы и пустота… Ничто не возникает из небытия,     не разрешается в небытии. И атомы бесчисленны  по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное : огонь, вода, воздух, земля».

Какому течению принадлежит это суждение, и объясните почему? ( Дайте оценку этому высказыванию).

5. «Представляется мне, что для начала должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и объяснения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие, а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. Однако все возникающее  должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть  без причины совершенно невозможно.

 ЛИТЕРАТУРА:
1.Фролов «Введение в  философию: в 2-х частях.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М.,1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М.,2000.
4.Мир философии:Книга для чтения в 2-х частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец классической немецкой философии.
8.Зеньковский В.В.История русской философии в 2-х томах.М.,1991.

                                  
 
Тема № 2. ФИЛОСОФИЯ   ВОЗРОЖДЕНИЯ.
 
 
1 Общая характеристика философии Возрождения.
2.Успехи естествознания и их значение для развития философии Возрождения.
3.По мысли Дж. Бруно, «оно само является… бесконечным, неподвижным, субстратным,… жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Что имел в виду Бруно?
4.Понимание Макиавелли  соотношения политики и морали.
5. Что писал Марсилио Фичино в своей работе «Платоновская теология о бессмертии души»  о соотношении философии и теологии?
                        
 
 
  ЛИТЕРАТУРА:
1.Фролов Введение в философию: в 2-х частях.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М.,1981.
3.Спиркин А.Г. Основы философии.М.,2000.
4.Мир философии: книга для чтения в 2-х частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец  немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н.Немецкая классическая философия второй половины 18 – начало 19 вв.
9.Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. М.,1991.

ТЕМА 3.ПОЗНАВАЕМОСТЬ  МИРА  И ЕГО  ЗАКОНОВ.
 
1.Проблема познаваемости мира и его законов. Анализ агностицизма.
2.Диалектический характер процесса познания.
3. Согласно Локку, основой всякого познания является:
а) ощущения
б) мысль
в) интуиция
г) опыт.
Какой правильный ответ и объясните почему?
4.Как понимаете высказывание Декарта: « Я мыслю, следовательно, существую».
5.Ф.Энгельс писал: «…Для нас вполне достаточно чтобы мы имели право сказать : бесконечное столь же познаваемо, сколь и непознаваемо…».
Как понимаете эту мысль Ф.Энгельса? В чем ее отличие от взглядов агностиков по данному вопросу?

                                          
   ЛИТЕРАТУРА:
1.Фролов Введение в философию в 2-х частях.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М..1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М.,2000.
4.Мир философии : книга для чтения в 2-х частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М..1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 ввеков.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец  немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – нач.19вв.
9.Зеньковский В.В. история русской философии в  2-х томах.М.,1991.

  ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ  НЕМЕЦКАЯ  ФИЛОСОФИЯ.
 
1.Философия Канта и Гегеля.
2.Антропологический материализм Фейербаха.
3. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; б)феномен; в) ноумен; г)интеллектуальный  синтез.
Какой ответ правильный и почему?
В «науке  логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует – разумно;
б) все, что существует – действительно;
в) разумное  тождественно действительному;
г) все, что разумно – действительно.
Какой ответ правильный и почему?

5.«Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а)права; б) государства; в) Абсолюта; г) любви.
Какой ответ правильный и почему?

                                       ЛИТЕРАТУРА:
1Фролов Введение в философию : в 2-х томах.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М..1981.
3.Спиркин А. Г. Основы философии.М..2000.
4.Мир философии: книга для чтения в 2-х частях. М.,1991.
5.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н.Немецкая классическая философия второй половины 18 – нач.19вв.
9.Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах.

 ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
 

1.Общая характеристика  средневековой философии.

2.Суть учения Фомы Аквинского.

3. Как вы думаете – в схоластике провозглашалось различие между : а) верой и разумом; или  б)наукой и теологией, или в) теологией и философией, или г) философией и наукой. Почему?
4.Непосредственно какому  учению обязаны средневековые универсалии и в чем их суть?
5.Иоанн Дунс Скот считал, что:
а) теология равнозначна философии; б) теология и философия несоединимы; в) теология вытекает из философии; г) философия вытекает из теологии.
Какой ответ правильный и почему?

                      ЛИТЕРАТУРА:

.
1.Фролов Введение в философию: в 2-х томах.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М.,1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М..2000.
4.Мир философии: книга для чтения в 2-х частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н.Немецкая классическая философия второй половины 18 – нач. 19вв.М.,1989.
9.Зеньковский В.В. история русской философии в 2-х частях.М.,1991.

 
  
ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  И ЗАКОНЫ  ДИАЛЕКТИКИ.

1.Основные принципы диалектики.

2.Законы диалектики, их специфика проявления в специальности.

3. Какую роль играет диалектика как метод познания общества? Дайте развернутый ответ, основываясь на примерах своей специальности.

4. Какова специфика проявления закона отрицания отрицания в вашей специальности.

5.Общественная работа двух студенческих групп была  оценена как одинаковая на основании того, что в каждой  из них было проведено одинаковое количество одних и тех же мероприятий.

Дайте философскую оценку такого подхода с точки зрения соотношения определенных категорий.
 
 
 ЛИТЕРАТУРА:

1.Фролов Введение в философию. В 2-х томах.М..1989.
2.Истоия философии в кратком изложении.М..1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М.,2000.
4.Мир философии: книга для чтения в 2-х частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец классической немецкой философии.
8.Кузнецов В.Р.Немецкая классическая философия второй половины 18 – начало 19 вв.
9.Зеньковский В.В.История русской философии в 2-х томах. М.,1991.

  
 
  ТЕМА № 7. КАТЕГОРИИ     ДИАЛЕКТИКИ.

1.Понятие «категории».

2.Единичное и общее, причина и следствие. Их специфика проявления в специальности.

3. «Люди придумали идол случая для того, чтобы скрыть с его помощью свою собственную нерассудительность» (Демокрит).
Какому виду детерминизма соответствует данное высказывание? Правильно ли это с точки зрения диалектики?

4. « Болезни представляют собой состояния или отношения, которые не являются материальными… В реальной действительности существуют лишь единичные вещи, а отношения между ними оказываются чистыми абстракциями. Следовательно, болезнь, будучи общим понятием, объективно. Поэтому можно говорить не о болезнях, как таковых, а о больных людях».
Какому философскому направлению соответствует данное высказывание? Дайте оценку этому высказыванию с точки зрения диалектики единичного и общего.

5. « О материи тоже можно было бы сказать, что материи вообще нет, а что есть только частные формы материи – кислород, углерод, железо».

Дайте философский анализ и оценку этому рассуждению. Укажите, в чем ошибка.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Фролов Введение в философию в «-х томах.М..1989.
2.История философии в кратком изложении.М..1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М..2000.
4.Мир философии: книга для чтения в 2-х частях.
5.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.М..1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия  второй половины 18 – начала 19вв.
9.Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах.М.,1991.

   ТЕМА 8. КАТЕГОРИИ     ДИАЛЕКТИКИ.

1. Понятие  «категории».
2.Сущность и явление, содержание и форма. Их специфика проявления в специальности.

3.Необходимостью  или случайностью являются, на ваш взгляд, следующие события: а) появление диалектико-материалистической философии; б) Установление фашистской диктатуры во главе с Гитлером в Германии» в) формирование культа личности Сталина  в СССР.

4. « Судьба ведет по жизни того, кто ей подчиняется, и тащит тех, кто сопротивляется»
( древнеримская поговорка).
Согласны ли вы с этим изречением? Дайте оценку ему с точки зрения диалектики, используя категории свободы и необходимости.

5.Приведите различные примеры  причинно-следственных связей по следующим схемам:
1.        ? С1            2. П1 ?                  3. П  ? С1  ? С2  ?С3… Сn
П   ? С2               П2 ?    С
?С3                П3 ?

4. Следствие
??
Причина

ЛИТЕРАТУРА:

1.Фролов Введение в философию в 2-х томах.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М.,1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М..2000.
4.Мир философии: книга для чтения в двух частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В.Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец  немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начало 19вв.
9.Зеньковский В.В.История русской философии в 2-х томах.М.,1991.

ТЕМА № 9. МЕТОДЫ     НАУЧНОГО    ПОЗНАНИЯ.
 
 
  1.Понятие метода.

2.Эмпирические и теоретические методы познания.

3.Объясните специфику  проявления методов «анализ» и «синтез» в вашей специальности.

4.Каково  значение метода «обобщение» в научном  познании и при изучении социальных явлений.

5.Чтобы правильно диагностировать болезнь данного больного и дать прогноз ее дальнейшего течения, врач должен знать условия ( как внешние, так и внутренние) предшествующей жизни больного. Но число и разнообразие этих условий бесконечно велико.
Пользуясь какими приемами познания, можно выйти из  этого затруднения?

   
 
 
      ЛИТЕРАТУРА:      
1.Фролов Введение в философию. Книга в двух частях.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М.,1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М.,2000.
4.Мир философии: книга для чтения в 2-х частях.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М.,1982.
6.Соколов В.В. Европейская философия 15 – 17 вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф.Л.Фейербах и конец немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия  второй половины 18 – начало 19вв.
9.Зеньковский В.В.История русской философии в 2-х частях.М.,1991.

 
     ТЕМА 10.   ПРОБЛЕМА  ИСТИНЫ  В  ФИЛОСОФИИ.          

1.Понятие истины. Истина как процесс.

2.Практика – критерий истинности.

3. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б)относительной истины;
в)недостижимой истины;
г)двойственной истины.
Какой ответ правильный и объясните почему?

4. Сократ говорил: « Я знаю, что ничего не знаю, но  другие не знают и этого».
Как понимаете это высказывание?

5. «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

Правильна ли эта восточная поговорка?
Ответ обосновать.

                                  ЛИТЕРАТУРА:

1.Фролов Введение в философию: Учебное пособие  в 2-х томах.М.,1989.
2.История философии в кратком изложении.М.,1981.
3.Спиркин А.Г.Основы философии.М.,2000.
4.Мир философии :книга для чтения.М.,1991.
5.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения.М..1982.
6.Соколов В.В. Европейская философия 15 – 17вв.М.,1984.
7.Энгельс Ф. Л Фейербах и конец немецкой классической философии.
8.Кузнецов В.Н.Немецкая классическая философия второй половины 18 – нач.19 вв.
9.Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах.Л..1991.