Курсовая. Государство. Понятие и классификация.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………

Глава 1. Форма государства……………………………………..

1.1. Понятие формы государства……………………………….

1.2. Классификация форм государства в конституционном  праве……………………………………………………………

1.3. Понятие и классификация форм правления……………..

1.4. Понятие политико-территориального устройства……….

1.5. Понятие государственного режима…………………………

Глава 2. Тип государства………………………………………….

2.1. Типология государства и ее необходимость……………..

2.2. Формационный подход……………………………………….

2.3. Культурологический и цивилизационный подходы……..

2.4. Соотношение типа и формы государства…………………

Заключение………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблемы соотношения формы  и типа государства является магистральным направлением теории государства и права. На протяжении многих сотен лет по традиции, идущей еще с античности, государственно-правовая наука рассматривала и изучала как формы, так и типы государства. Этот процесс не прекращался и в  настоящее время. Это свидетельствует о сложности и актуальности изучаемого вопроса, т.к. раскрывает его социальное предназначение, то форма государства определяет его устройство и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано с государством в целом, как осуществляется политическая власть.

А классификация государства по типам позволяет нам познать государственно-исторический процесс развития государства. Отсюда выплывает необходимость изучения, как типа, так и формы государства.

Целью данной работы является рассмотрение понятия типа и формы государства и определение их соотношения.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  1. При рассмотрении формы государства необходимо рассмотреть три ее блока, а именно: форму государственного управления, форму политического режима и форму политико-территориального устройства, а это в свою очередь уже полагает детальное изучение составляющих этих трех категорий.
  2. Так как тип государства отражает определенный исторический процесс развития государства, необходимо рассмотреть различные типы государств, определить критерии их деления, а также признаки и особенности.
  3. Соотнести понятие типа и формы государства.

Объектом изучения данной работы является изучение формы и типов государства, а предметом – изучение их соотношения.

Для изучения этого вопроса использованы следующие методы:

  1. Системно структурный. Сначала изучались структурные элементы этих явлений.
  2. Сравнительно-правовой – составлялось понятие типа и формы, выявлялось соотношение между ними.

В работе использована научная периодика, учебная литература различных авторов и их подходы к изучению данного вопроса с разных сторон, что свидетельствует об актуальности и необходимости данного вопроса.

Так, данная работа вмещает отдельное рассмотрение формы и типов государства, а потом их соотношение. В первой главе рассмотрено понятие формы и ее структурных элементов. Во второй – понятие типа и различные исторические типы государств, соотношение между типом и формой государства. В заключении рассматривается результат выполнения поставленной задачи.

 

ГЛАВА 1

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие формы государства.

Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей от античности, государственно-правовая наука держит в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность? и 2) какая из известных государственных форма наилучшим образом подходит для данного народа в данное время?

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль [1, с.353]. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей и не только в юриспруденции, но и в космологии и в астрономии. «Forma dat esse rei» — «Форма дает бытие вещи» — считали римскии юристы.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство.

Форма государства – это способ организации государственной власти, взаимосвязанный с основными сущностными признаками государства, как особой политической, структурной и территориальной организации общества.

Форма государства изучается в различных общественных науках с позиции своего предмета. Для конституционного права той или иной страны форма государства – это, прежде всего, комплексный правовой институт, т.е. система внутренне согласованных норм, регулирующих реальное явление в данной стране. В государствоведении той или иной страны при изучении формы государства анализируются не нормы права и правовой взаимосвязи, а, прежде всего, фактически складывающиеся отношения.

В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления, форма государственного (политико-территориального) устройства, форма политического (государственного) режима. Именно эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия «форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, он связан с учениями о государстве, и долгое время в конституциях не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства, как целостное явление становится предметом конституционного регулирования.

Таким образом, форма государства – это комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согласованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента, правительства), политико-территориальное устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Элементы, составляющие в теории государствоведения форму государства, в конституционном праве служат подинститутами комплексного института «форма государства».

 

1.2. Классификация форм государства в конституционном праве.

В отличии от теории государства и права, в конституционном праве для классификации форм государства используется свой подход – с позиции теории разделения властей и единства государственной власти. С этой точки можно выделить поликратическую и монократическую формы государства.

Поликратическая государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства, лаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуправлением территориальных коллективов, демократическими государственными режимами, различными формами участия населения в управлении государством.

Монократическая государственная форма характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица. В конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определенной системы органов. Но и в этом случае, считается, что государственная власть в центре и на местах принадлежит им. Остальные органы государства – это органы не государственной власти, а управления, правосудия и т.д. При такой государственной форме нет сдержек и противовесов, территориальные коллективы либо находятся под строго опекой в центре, либо местное самоуправление прямо отвергается, как институт: оно заменяется назначенными губернаторами или избранными советами, которым по конституции принадлежит вся власть, но которые, на деле, подчинены местным органом правящей партии; господствует единая государственная идеология; существует авторитарный или тоталитарный режим;партиципация  либо отвергается, либо отвергается, либо формы, в которых она проводится, не имеют реального значения для влияния на политику государственных органов в центре и на местах.

Сегментарная государственная форма (лат. segmentum – отрезок) характеризуется тем, что государственная организация, как целое, складывается из разнообразных отрезков, по ее объединениям единая природа государственной власти, государственной политики по принципиальным вопросам, единые главные принципы организации и деятельности. В данной государственной форме есть элементы и поликратии, и монократизма, частицы демократии, авторитаризма и даже тоталитаризма. Органы государственной власти формируются путем выборов, но выборы «заорганизованы», а число партий, допущенных к участию в них, нередко ограничено. Разделение власти конституциями может  признаваться, но на деле реальной системы сдержек и противовесов не существует. В территориальной структуре государства при сегментарной форме возможна автономия даже политическая, на местах могут существовать выборные органы, но автономные полномочия на деле ограничиваются, а выборные главы советов, старосты утверждаются и могут быть не утверждены вышестоящими начальниками органов исполнительной власти. Значительное место занимает принуждение.

 

1.3. Понятие и классификация форм правления.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия или республика.

Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти, их роли в управлении страной. В связи с положением главы государства по традиции по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Эти классификации, являющиеся, как правило, доктринальными, отражают взаимоотношения высших органов государства, их роль. Вместе с тем, современных условиях, некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы: в монархии проявляются черты республики, а в республике складываются, по существу, монархические элементы.

Монархическая форма правления.

Монархия – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетны титул по наследству и пожизненно. Это форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции государства и, во многом, функции других властей, принадлежит одному человеку.

Хотя монарх – глава государства – на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры.

Абсолютная монархия. В настоящее время в своей «чистой» форме абсолютных монархий уже нет. Есть конституции, но они дарованы монархами, а не приняты демократическим  путем. Их действие часто приостанавливается, они устанавливают, что вся власть – законодательная, исполнительная, судебная – исходит от монарха; над конституцией стоит Коран.

Таким образом, хотя есть конституции или парламенты, а иногда – те и другие, они на деле не ограничивают власть монарха. Такие государства представляют собой если не юридически, то фактически абсолютные монархии. Их можно было бы назвать полуабсолютными.

В дуалистической монархии есть конституция, парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных факторов, власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным, являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламент и правили без него. Правительство полностью подчинено королю.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избранный парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции, оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило – именно формальный акт. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето, либо не применяет его.

 

Республиканская форма правления.

Республика (от лат. publica – общественное дело) – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

При прочих равных условиях, республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что  полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа.

 

Парламентарная республика. Парламентарная республика – это такая форма правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

 

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом. При парламентарной республике также возможны два государственных режима – парламентарный и импланириальный.

 

Президентская республика. Президентская республика – это такая форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

 

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Прежде всего здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся по принципу сдержек и противовесов. Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагает на принятые им законы окончательное вето.

 

Смешанная республика. Смешанная республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначенное им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента – Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Правительство опирается на парламентское большинство, а избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером, обладает общепризнанной популярностью и народным доверием.

 

 

1.4. Понятие политико-территориального устройства.

 

В конституционном праве есть понятие государственной территории и государственных границ, определяющих ее параметры. Пределы территории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях. Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население с целью управления им. Соответствующие главы конституции иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

 

В качестве обобщающего для такой организации в отечественной литературе использовался термин «форма государственного устройства». Однако из-за многозначимости слова «устройство» этот термин подвергается критике, ибо «государственное устройство» иногда понимается в предельно широко значении – как устройство государства в целом, включая некоторые социально-экономические и политические моменты, систему органов государства и т.д.

 

Территориальная организация государства – явление многоэлементное, сложное, которое означает порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Речь идет о национально-государственном, административно-территориальном устройстве конкретного государства, разделении его на какие-либо экономические и специальные районы.

 

Классификация форм территориально-политического устройства.

 

Государства современного мира по форме государственного устройства являются унитарными и федеративными.

 

Основной формой политико-территориального устройства государства является территориальная автономия. В последние десятилетия возникла также форма регионалистского (регионального) государства. Что же касается конфедерации, то она является союзом государств. В основном – это международно-правовое объединение. Решения конфедеративных органов вступают в силу в государствах-членах федерации только после их ратификации членами, которые обладают правом нулификации – отказа от их применения.

 

Унитарное государство.

 

Понятие унитарного государства. Конститиуции, закрепляющие унитарный характер государства либо содержат этот термин, либо говорят о едином, неразделенном государстве.

 

Унитарное государство (лат. unitas – единство) – это единое государство, состоящее из государственных образований, хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а в основном из административно-территориальных единиц, — областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статут общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма).

 

Наиболее распространено деление типа область-район-община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления, иногда государственные, иногда только избираемые органы самоуправления, иногда, как во Франции или Украине, и те и другие. В низовых административно-территориальных единицах, а так же в тех, которые рассматриваются, как территориальные коллективы, всегда есть избранные населением органы, в тех же, которые такого статуса не имеют и не являются общинами, действуют назначенные должностные лица.

 

Формы унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет. В некоторых сложных унитарных государствах существуют также заморские территории и колонии, имеющие особый статус.

 

По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные государства.

 

В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления (кроме общинного звена) назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом.

 

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. Местные должностные лица тоже зачастую избираются непосредственно населением.

 

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции – представитель государственной власти и избранный гражданами совет – орган местного самоуправления.

 

Автономия. Понятие автономии. В широком смысле, автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства, нескольким частям, всем однопорядковым единицам, наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев под автономией понимают особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения. Автономия такого рода – экстерриториальная культурно-национальная автономия.

Экстерриториальная культурно-национальная автономия – это автономия другого рода, представленная по существу общественными объединениями разрозненно проживающих национальностей.

 

Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию государства.

 

Виды автономий. В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств используются три характеристики автономий: персональная, корпоративная и территориальная.

 

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно и создают свои объединения, которые, в основном, занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства при некоторых центральных органах государства.

 

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических особенностей, для которых, нередко, резервируется определенная доля мест в государственном аппарате. Государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемешку с другими народностями.

 

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной, или экстерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Экстерриториальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнической группы или иных групп, отличающихся иными особенностями.

 

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной автономии: политическая и административная.

 

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам. Иногда ей принадлежит также право участия в решении общегосударственных вопросов, в том числе и при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований.

 

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты местного значения. Административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. Административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая.

 

Федерация.

 

Понятие федеративного государства. Термин «федерация» происходит от позднелатинского foederatio, что означает союз, объединение. Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком, или в своей основе состоит из административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются государства-члены.

 

Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всей федерации задач.

 

Территория федеративного государства состоит из тех государственных образований, которые входят в состав федерации. В большинстве стран субъекты федерации имеют свои конституции. Государственная власть осуществляется как органами федерации, так и органами ее субъектов.

 

В большинстве федеративных государств закрепляется двойное гражданство.

 

В зависимости от факторов, которые оказывали влияние на образование тех или иных федераций, принято различать национальные и территориальные федерации.

 

Конфедерация.

 

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов.

 

Конфедерация, как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форму государственного устройства.

 

Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Субъекты конфедерации имею право свободного выхода. Она решает вопросы войны и мира, внешней политики, разрешает споры между субъектами конфедерации. Субъектам конфедерации принадлежит право нулификации. Отсутствует единая система денежного обращения, нет союзного гражданства.

 

 

1.5. Понятие государственного режима.

 

Термин «государственный режим» не употребляется в конституциях, хотя слово «режим» иногда в них присутствует. Его содержание не раскрывается, обычно это лишь упоминание о демократическом или правовом режиме.

 

Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также иными методами и приемами (демократические, антидемократические).

 

Формы гражданского и военного государственного режима. В зависимости от характера органов, применяющих те или иные методы осуществления государственной власти, а также от способов регулирования и защиты конституционных прав и свобод граждан, различают формы гражданского и военного государственного режима.

 

В условиях гражданского режима, государственную власть осуществляют предусмотренные конституцией органы методами, установленными в законе. Гражданский режим может быть демократическим и антидемократическим. В условиях чрезвычайного положения гражданские органы исполнительной власти, особенно органы охраны общественного порядка, наделяются дополнительными полномочиями, а конституционные права граждан ограничиваются.

 

При военном режиме, государственная власть осуществляется методами военного управления. При этом, разделяют режим военного совета и режим военного положения.

 

При режиме военного совета конституция приостанавливается, государственную власть осуществляют органы не предусмотренные конституцией, а созданные в результате военного переворота. Должностные лица, избранные ранее в соответствии с конституцией и законами, смещаются со своих постов, прежние высшие и местные органы государства распускаются. Высший орган государства (военный совет) состоит только из генералов и офицеров, в правительстве все ключевые посты занимают также военные.

 

При режиме военного положения конституция продолжает действовать, прежние конституционные органы сохраняются, парламент издает законы, наказания ужесточаются. На местах основная доля государственной власти переходит к военным органам, которые действуют методами военного управления.

 

Различают два основных вида политического режима: диктатура (антидемократический) и демократия.

 

Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения.

 

Диктатура состоит из двух разновидностей – тоталитарного и авторитарного режимов.

 

Тоталитарный государственный режим. Тоталитарный государственный режим целиком основан на методах психического, физического, идеологического принуждения со стороны государства. Единственная массовая партия возглавляется харизматическим лидером, глава правящей партии является первым лицом в государстве. Характерна официальная идеология, которую власти стремятся распространить на всех членов общества, монополия государства в средствах массовой информации, жесткая централизация системы управления экономикой. Особая система насилия, террора, как специфического контроля в обществе.

 

Авторитарный государственный режим. Авторитарный (от лат. autoritas – власть, влияние) – это такой политический режим, который основан на личной и классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц), или в одном государственном органе при снижении роли других институтов государства.

 

В авторитарном государственном режиме преобладают методы принуждения при сохранении отдельных методов либерализма. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальностью, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращается.

 

Безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства, реже – премьер-министр, причем президентом одно и то же лицо избирается много раз подряд, что усиливает его влияние в государственной структуре. Конституционные права граждан открыто нарушаются, а органы государства видят свою роль не в их защите, а в служении президенту. Политическое участие граждан в делах государства отсутствует, господствует принцип не выборности, а назначения.

 

Демократический государственный режим. Демократический (от греч. demos – народ, и cratos – власть: власть народа, народовластие) – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа.

 

Методы осуществления государственной власти применяются с учетом конституционных положений о разделении властей исходя из системы сдержек и противовесов, о взаимодействии ветвей власти, идеи о социальном, светском и правовом государстве. В условиях демократического режима применение методов принуждения ограничено, массовое насилие, как мера государственного воздействия, теоретически не допускается. Предоставление гражданам широких прав и свобод, политический плюрализм, отсутствие официальной идеологии. Демократический государственный режим присущ странам с социально-ориентированной рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ТИП ГОСУДАРСТВА

 

 

2.1. Типология государства и ее необходимость.

 

Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства и права [2, стр. 40]. Она выступает, как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Исходными посылками типологии государств и правовых систем являются следующие положения:

 

Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права – это непрерывно протекающий, длительный по своей природе естественноисторический процесс.

 

Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования.

 

И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода государства от одного к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности. Эволюционное развитие государства и права совершается в основном в рамках одного и того же типа данных явлений, в пределах одной и той де общественно-экономической формации.

 

Обращаясь к характеристике содержания и типологии государства и права, необходимо отметить, что в процессе ее изучения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным правом и другими.

 

Типизация государства и права производится на строго определенной основе, в соответствие с выработанными самой социально-экономической практикой, объективными критериями. Среди них следует назвать социально-классовую сущность, содержание и направленность государственной власти, характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства и права.

 

 

2.2. Формационный подход.

 

Наиболее общим критерием типологии государства и права считается общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, как важнейшая ступень поступательного развития человечества.

 

Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Каждой социально-классовой формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену производственных отношений – экономического базиса, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.

 

Об общественно-экономической формации как критерии типизации государств и правовых систем следует сделать вывод о том, что данный, общий по своему характеру критерий должен использоваться не только сам по себе, но и дополняться другими, частными критериями. Смена исторических типов государства и права является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно понять ни развития их сущности, ни социально-политического содержания и назначения, ни изменения их форм, функций, места и роли в политической системе общества. В процессе типизации государств и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.

 

Типология исторически известных видов государства и права – это классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Имеются разные варианты такой классификации.

 

 

Античные концепции типологии.

 

Античные мыслители делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные [4, стр. 237]. К группе правильных форм государства они при этом относили те формы, где осуществляется на основе законов и на общих интересах, а к неправильным формам – те, где власть не опирается на законы, а служит лишь интересам правителей.

 

Опираясь на такой подход, Платон выделил три правильных группы: царскую власть, аристократию и законную демократию [4, стр. 236].

 

С тех же позиций Аристотель писал, что тремя правильными формами являются царская власть, аристократия и поли…..   (правление большинства на основе законов), а тремя неправильными формами – тирания, олигархия и демократия.

 

Данный подход к типологизации государств, основанный на критерии законности и противопоставлении законного правления беззаконию, в той или иной мере широко использовался в последующей политико-правовой мысли в неопределенной мере сохранил свой значение до наших дней [4,стр. 237].

 

Историко-формационный подход Гегеля. Концепция духовных формаций.

 

С позиций всемирно-исторического процесса развития духа свободы и его объективации в различных формах государства проблему типологии государств трактовал Гегель: «Всемирная история, — писал он, — есть необходимое только из понятия свободы духа, развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа – истолкование и осуществление всеобщего духа». Формами такого осуществления мирового духа, по Гегелю, являются «четыре всемирно исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское». Эти царства, согласно Гегелю, представляют собой объективно-исторические формации мирового духа, т.е., развитие идеи разума и свободы во всемирной истории.

 

Со сменой этих всемирно-исторических царств происходит и смена соответствующих форм государства. Восточному царству соответствует теократия, греческому и римскому царствам – демократия или аристократия, германскому царству – монархия Нового Времени с представительной системой.

 

Таким образом, гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смене во всемирной истории различных общественно-духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы  государств – теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.

 

Марксистский историко-формационный подход: концепция экономических формаций.

 

Учение об общественно-экономических формациях, разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом с материалистических пролетарско-классовых, коммунистических позиций, лежит в основе марксистской типологии государства и права. Определяющую роль в социально-историческом развитии, по марксизму, играют экономические отношения, составляющие базис общества, которым обуславливается и соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Согласно такому подходу, вся история человечества делится на пять экономическо-общественных формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй [4, стр. 238].

 

Трем классово-антагонистическим формациям, основанным на частной собственности и  классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. При первобытном строе еще нет государства, при коммунизме, государство, как классовое явление, отомрет.

 

В марксистском подходе тем самым игнорируется то принципиальное обстоятельство и тот очевидный факт всемирной истории, что свобода людей в этом мире появляется и развивается именно в государственно-правовых формах. Реальное историческое развитие и смена типов государства и права (от ранних государств до современного правового государства) свидетельствует, вопреки марксистским представлениям и оценкам, о прогрессе свободы людей, а вовсе не о прогрессе насилия, подавления и господства одних классов над другими.

 

Марксистское учение о государстве и праве, включая и соответствующую типологию государства и права, по своей сути отвергает любое положительное отношение к праву и к государству, как к определенной ценности, как к достижению человеческой культуры, свободы. Оно носит антигосударственный и антиправовой характер и, в принципе, не стыкуется с юриспруденцией и юридической трактовкой государства и права. Однако положения этого учения широко используются в литературе.

 

Основные типы государства.

Восточный тип государств.

 

Именно этот тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Самые первые государства возникли  около 4-5 тыс. лет назад. Экономической предпосылкой их появления было резкое повышение производительности труда. В процессе государствообразования создалось общество, построенное по образу пирамиды: наверху – единовластный монарх, ниже – круг его ближайших советников, далее – чиновники более низкого ранга. Классовая принадлежность человека в восточном обществе определялась не формальной собственностью на основные средства производства, а реальным положением в общественно-государственной пирамиде.

 

Восточные государства имеют много общего:

 

— они основаны на государственной общественной собственности на основные средства производства;

— эти государства обладают мощным бюрократическим аппаратом, который является фактическим собственником производства;

— государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом;

— правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и, равно как и государственная власть, закреплены в религиозно-нравственных рамках и нередко  поддерживаются традициями, культурой предков;

— подобные государства, как и восточное общество в целом, имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

 

Все это позволяет выделить особый восточный тип государства, а возможно и особую восточную ветвь типов, поскольку различные восточные государства, как это отмечалось выше, существенно отличаются друг от друга, равно как и общество, в котором они существовали.

 

В отличии от восточных, западные  государства, хотя возникли значительно позже, развивались гораздо быстрее. Именно в условиях Европы произошла достаточно быстрая смена общественно-экономических формаций.

 

Рабовладельческое государство.

 

Впервые, рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII в.в. до н.э., т.е. на двадцать и более веков позже. К этому времени сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, т.е. частная собственность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались не в различном положении в системе власти и в системе распределения, а, прежде всего, в разнице по отношению к средствам производства. Тем не менее во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу, рабы могут занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности, и классовый характер государства, таким образом, сомнений не вызывает, функции государства осуществляются в интересах рабовладельцев, общесоциальные – только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса.

 

По сравнению с восточным обществом, рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствующее ему государство.

 

Феодальное государство.

 

Государства этого типа возникли в Европе в VII-IX вв. н.э., но и до сего времени, в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

 

Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. С развитием феодального общества экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения. Социальное неравенство закреплялось законом. Государственная власть была орудием диктатуры господствующего класса и защищала его интересы. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

 

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают, как централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части, формально входят в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически, приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. На всех этих этапах развития феодального общества сущность государства не меняется – оно служит интересам феодалов.

 

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности свои обычаи. Одним из способов преодоления феодальной системы становится создание единой правовой системы.

 

Буржуазное государство.

Первые буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника свободного, продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие должны продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии класс буржуазии состоит из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития буржуазного общества – период монополистического капитализма – начался в конце XIX – начале XX в. Он характеризуется там, что наряду с большим числом разрозненных мелких предприятий, на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.д. Надобность в демократических формах, в принципе, отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают многими средствами определить общие интересы. В большинстве случаев, оказывается более выгодным сохранение демократических институтов.

В 30-х годах XX века буржуазное общество вступает в современный этап развития, который, видимо, является переходным к очередной, более высокой общественно-экономической формации.

И хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Все большее значение приобретают право и законность: идет определенное продвижение к реальному формированию социального и правового государства.

 

Социалистическое государство.

Сама идея такого типа государства возникла первоначально в теории – в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина – как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государство связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему класс, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся, для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что всех трудящихся сделают активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет полугосударством, а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления. Однако, большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. В конечном счете, сформировалось государство и общество, основанное фактически на единой государственной собственности.

 

2.3. Культурологический и цивилизационный подходы

 Определенное распространение в юридической литературе получили и ссылки на так называемый цивилизационный подход к типологии государства и права. При этом имеется в виду учение о цивилизациях английского историка А.Дж.Тойнби, находившегося под заметным влиянием О.Шпенглера. Вслед за Шпенглером, который отрицал единую общечеловеческую культуру и говорил о различных замкнутых культурах, Тойнби говорит о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций и отрицает цивилизационное единство в человеческой истории. Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы и установления [4, стр.241].

Очевидно, что на основе этого учения о различных автономных цивилизациях можно говорить о разрозненных типах организации власти и нормативной регуляции в соответствующих локальных цивилизациях, но невозможно обосновать некую целостную типологию государства и права, построенную на едином, общем для всех цивилизаций, критерии.

Кроме того, в учении Тойнби о различных цивилизациях, как и в учении Шпенглера о различных культурах, нет какого-то специального исследования проблемы государства и права, на основе которого в юриспруденции можно строить теоретически и общеисторически значимую типологию государства и права.

 

Либертарно-юридическая концепция типологии государства и права.

 

В основе той или иной типологии государства и права лежит, в конечном счете, определенное понятие государства и права, определенная теоретико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения государства и права, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий государства и права.

Ведь типы права и государства, выделяемые в той или иной типологии – это исторические формообразования определенным образом понимаемой сущности государства и права, определенная форма исторического воплощения и выражения логического (т.е. теоретического смысла) понятия государства и права. Поэтому ясно, что в логически последовательной и непротиворечивой типологии государства и права речь должна идти о различных типах в пределах одного и того же понятия государства и права, одной и той же концепции их сущности. Без такого сущностно-понятийного единства нет вообще самих искомых типов государства и права в качестве надлежащих объектов некой общей классификации и единой типологии.

Согласно либертально-юридической концепции, типы государства и права – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.

С позиции либертально-юридического понимания и толкования государства и права как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и субъекта государства, принципиальное значение имеет типология государства и права по тем критериям, которые определяют специфику различных исторических форм признания людей, как субъектов государства и права.

В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, и вместе с тем, субъектом государства и права по этническому критерию. По своему типу, государство и право древности было этническим.

 

Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных в том, что свободные – это субъекты государства и права, а несвободные (рабы) – это объекты государства и права.

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. При таком сословном типе государства и права каждый является субъектом государства и права именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъективности и государствосубъективности сочетается с межсословным неравенством – неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов.

С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое Время приходит индивидуалистический тип государства и права. При этом типе государства и права человек является субъектом государства и права как самостоятельный политический индивид.

 

Современным типом государства и права является правовое государство. Этот тип государства и права новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым, поскольку здесь каждый человек именно как человек является субъектом прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права данного типа и обладают общеобязательной силой и значением. В рамках данного типа государства и права продолжают сохраняться различия между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между человеком-гражданином и человеком-не-гражданином.

 

Отмеченные типы государства и права – этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой – представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

 

Продолжение прогресса свободы в будущем породит новые формы нормативно-правовой институционально-властной организации свободы, новые типы государства и права.

 

2.4. Соотношение типа и формы государства.

 

Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

 

Со сменой типов государства происходит и смена соответствующих форм государства.

 

Но нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного типа могут облекаться в одну форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического народа определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства зависит от его содержания и определяется типом.

 

Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности проживания и другие факторы. Специфику формы государства также определяет характер взаимоотношений государства и органов с негосударственными органами.

 

Итак, понятие типа и формы государства тесно связаны, т.к. со сменой типа государства соответственно изменяется и форма государства.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Лазарев / Общая теория государства и права. – М., 2000
  1. Марченко М.Н. / Общая теория государства и права. – М., 1998
  1. Мишин А. / Конституционное право зарубежных стран. – М., 2001
  1. Несерсянц / Общая теория права и государства. – М., 2000
  1. Пиголкин А.С. / Теория государства и права. – М., 2003
  1. Скакун О.Ф. / Теория государства и права. – Х., 2000
  1. Чиркин Б. / Конституционное право зарубежных стран. – М., 2000
  1. Чиркин В. / Государствоведение. – М., 2000
  1. Чиркин В. / Современное государство. – М., 2000
  1. Чудаков М. / Конституционное государство и право зарубежных стран. – Минск, 1998
  1. Шумков В. Форма государства. // Теория государства и права. – 2000, — №1