Обеспечение законности актов военного управления


Обеспечение законности при подготовке и издании актов военного управления является одной из основных задач и юридической службы Министерства обороны. Функционируя в составе органов военного управления, юридическая служба оказывает свое влияние на законность правовых актов по следующим направлениям.

Во-первых, юрисконсульты осуществляют контроль за законностью проектов правовых актов. При обнаружении несоответствия закону проекта правового акта или от

дельных его пунктов юрисконсульт представляет органу управления предложения о за

конном порядке разрешения регулируемых вопросов.

Во-вторых, юрисконсульты принимают участие в подготовке заключений на проекты правовых актов, получаемых управлением, штабом для согласования. Подготовка заключения с участием юрисконсульта способствует совершенствованию представленного проекта, его законности и принятию правомерного решения на согласие с ним.

В-третьих, обеспечению законности актов военного управления содействует также дача справок и консультаций по правовым вопросам, возникшим при подготовке проектов актов военного управления, подготовка предложений об отмене устаревших из них.

Таким образом, всей своей деятельностью юридическая служба способствует повышению правовой культуры должностных лиц органов военного управления и обеспечению законности издаваемых ими актов.

Большой вклад в дело обеспечения законности актов военного управления призваны внести проводимые командованием, полит органами, военными юристами мероприятия по повышению правовой культуры воинских должностных лиц. Правовая культура предполагает хорошее знание законодательства и глубокое уважение законов, их правильное понимание и применение в строгом соответствии с их целями. Для повышения правовой культуры должностных лиц органов военного управления и, следовательно, для устранения наиболее распространенных причин издания незаконных актов необходимо вооружить этих лиц правовыми знаниями. Правовые знания служат основой успешной реализации требования воинских уставов об обеспечении примерной роли командиров и начальников в строгом и точном соблюдении предписаний законов и других правовых актов.

Среди путей получения правовых знаний хорошо зарекомендовали себя изучение законодательства в школах правовых знаний, на сборах и семинарах, в системе командирской подготовки. К положительным результатам в этом отношении приводят занятия, беседы, проводимые военными прокурорами с должностными лицами органов военного управления. Планомерность и целенаправленность таких занятий влечет за собой уменьшение числа изданных незаконных правовых актов.

Важное воздействие на формирование правовой культуры офицерского состава призваны оказывать обзоры вскрытых нарушений законов в административной деятельности командиров и начальников. Ценность их заключается в том, что наряду с анализом наиболее характерных нарушений законности при издании правовых актов, в них указываются и причины таких нарушений. Это позволяет вести более целенаправленную работу по профилактике правонарушений, учит правильному применению правовых норм при издании актов военного управления.

Повышению правовой культуры воинских должностных лиц может способствовать усиление работы по разъяснению военного права в войсках среди офицерского состава, организация специальной правовой подготовки должностных лиц, которые связаны с подготовкой проектов и изданием правовых актов. Большую помощь могли бы оказать военные юристы путем расширения печатной пропаганды военного права, и в частности по вопросам подготовки и издания правовых актов.

Однако основным направлением в решении рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, должна быть повседневная самостоятельная работа офицеров над правовыми источниками. Все необходимые условия для самостоятельного изучения права имеются: налажена система доведения до войск нормативных актов, в большом количестве организован выпуск литературы по различным правовым вопросам, юридических справочников, имеется возможность получить консультацию у военных юристов.

Отдельные командиры и начальники, зная требования законов, считают возможным ‘"обходить" нормы права под предлогом служебной необходимости. Это обстоятельство диктует потребность в проведении с такими командирами работы по воспитанию их в духе глубокого уважения советских законов, понимания важности неукоснительного исполнения правовых предписаний в любой обстановке. Важную роль в этом плане может сыграть глубокая разъяснительная работа вышестоящего командования, военных юристов о возрастающем значении законности правовых актов для обеспечения высокой боевой готовности войск в современных условиях.

Разумеется, результаты всей этой работы будут тем действеннее, чем большее понимание они найдут со стороны офицеров и чес больше последние будут выработать у себя привычку к строгому соблюдению законности в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Среди мероприятий по обеспечению законности актов военного управления важное место принадлежит деятельности военной прокуратуры. Согласно Положения о военной прокуратуре она призвана следить за правильным и единообразным применением законов в Вооруженных Силах, своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. Статья 4 Положение о военной прокуратуре возлагает на военного прокурора и подчиненных ему обязанность осуществлять надзор за соответствием приказов и других правовых актов органов военного управления Конституции и законам. Несомненно, что военный прокурор осуществляет надзор и за соответствием актов военного управления Указам Президента ПМР.

Следовательно, военный прокурор в пределах своей компетенции осуществляют надзор за законностью правовых актов, издаваемых всеми органами военного управления и должностными лицами, организационно входящими в состав Вооруженных Сил. Положение о военной прокуратуре определяет виды актов военного управления, за законностью которых осуществляют надзор военный прокурор. К числу таких актов относятся приказы, инструкции, положения, наставления и другие акты, издаваемые органами военного управления. Под другими актами в юридической литературе и на практике понимаются любые повеления компетентных должностных лиц органов военного управления, которые подпадают под понятие правового акта, независимо от их содержания и формы выражения.

Прокурорский надзор за законностью актов военного управления осуществляется путем систематического проведения прокурорских проверок во всех поднадзорных частях и учреждениях независимо от наличия или отсутствия сведений о нарушении законов при издании правовых актов. Чаще проверки проводятся в тех органах военного управления, где нарушения законности имеют более распространенный характер. В результате проверок военными прокурорами были выявлены, например, факты повышения прав командирами по присвоению сержантских званий, факты необоснованного привлечения военнослужащих к материальной ответственности и приняты меры по восстановлению нарушенной законности.

Как правило, проверка соответствия закону правовых актов проводится военными прокурорами непосредственно в частях и учреждениях.