Законность актов военного управления предполагает верховенство закона в его соотношении со всеми актами военного управления. Это положение вытекает из анализа статей конституции и других нормативных актов, закрепляющих компетенцию органов военного управления. В соответствии с положениями об органах военного управления требования точного соблюдения законов, постановлений и распоряжений и актов вышестоящих органов военного управления предъявляется ко всем центральным, окружным и местным органам военного управления при издании ими правовых актов.
Обязанность издания командирами и начальниками правовых актов на основе и во исполнение законов вытекает также из требований ст. ст. 76,80 Устава внутренней службы ВС ПМР, ст. 8 Дисциплинарного устава ВС ПМР. Согласно названным статьям командир (начальник) должен действовать в пределах предоставленной ему власти, подавать пример строгого и точного соблюдения законов, военной присяги, воинских уставов, приказов и приказаний. Пункт Приказа МО ПМР № 100 от 15.01.2001 г. наставления по делопроизводству в ВС ПМР. Требует, чтобы акты военного управления соответствовали законодательству ПМР.
Таким образом, из приведенных статей видно, что под законностью актов военного управления понимается строгое соответствие их требованиям законов и основанных на них подзаконных правовых актов вышестоящих органов управления.
Из требования законности актов военного управления вытекает ряд выводов, которые раскрывают проблему соотношения законов, общевоинских уставов и актов военного управления. Законы, общевоинские уставы в этом соотношении занимают главенствующее положение, обладают высшей юридической силой.; Ни один акт военного управления не должен противоречить актам высших органов государственной власти и управления. В случае такого противоречия он подлежит отмене или изменению в точном соответствии с законом. Издание акта военного управления должно быть направлено на достижение целей, предусмотренных законом, на точное исполнение его требований. Никакой акт военного управления не может отменить или изменить нормы действующих законов и общевоинских уставов. Акт военного управления должен соответствовать требованиям законов и актов старших начальников не только по содержанию, но и по форме и порядку издания. Он сохраняет свою юридическую силу на весь период действия лишь при условии строгого соответствия закону. Законность актов военного управления предполагает также их обоснованность теми нормативными актами, которые определяют компетенцию органов военного управления. Акты военного управления не должны регулировать вопросы, относящиеся к компетенции высших органов государственной власти и управления, к компетенции старших командиров (начальников). В этой связи в условиях многозвенности органов военного управления и закреплении их компетенции в многочисленных нормативных актах разной юридической силы интересы обеспечения законности требуют от должностных лиц внимательного отношения к соблюдению своих полномочий при издании правовых актов, к согласованию воли различных по положению органов военного управления.
По сравнению с другими видами деятельности органов военного управления их правотворческая и правоприменительная деятельность регламентирована правом наиболее детально. Поэтому и предъявляемые к актам военного управления требования законности весьма многообразны. Все они представляют собой результат развития и конкретизации применительно к различным сторонам актов военного управления конституционного требования о том, что правовые акты должны издаваться органами управления на основе и во исполнение закона.
Для большей полноты и последовательности рассмотрения предъявляемых к актам военного управления требований законности представляется целесообразным классифицировать эти требования по следующим основаниям:
1. Требования законности, предъявляемые к содержанию актов военного управления.
2. Требования законности, предъявляемые к форме актов военного управления.
3. Требования законности, предъявляемые к порядку издания актов военного
управления и проведению их предписаний в жизнь.
В чем же заключается все названные требования?
Требование законности содержания актов военного управления означает, что любое их предписание, какую бы область воинской жизни оно ни регулировало, должно строго соответствовать закону. Никакие обстоятельства местного характера, никакие соображения о нецелесообразности соблюдения закона и целесообразности отступления от него не могут служить основанием для нарушения закона м правовых актов старших начальников. Незаконным по содержанию является, например, приказ командира воинской части о направлении военнослужащих на работы в гражданскую организацию и о расходовании заработанных денег на культурно-бытовые нужды. Хотя командир и объяснил, что он принял такое решение "для пользы службы", однако оно противоречить самой сущности военной службы и приказам Министра обороны ПМР, запрещающим направлять личный состав на посторонние работы и отвлекать его от боевой учебы.
Предписаниями актов военного управления не должны нарушаться как интересы государства, так и права и законные интересы военнослужащих и других граждан. Напри-
мер, противоречит требованиям законности изданная в одной из воинских частей инструкция, регламентирующая порядок эксплуатации личного транспорта военнослужащих, так как ограничивает осуществление ими права собственности. Не могут быть признаны законами и такие правовые акты, исполнение предписаний которых влечет за собой совершение правонарушений.