Некоторые аспекты внедрения систем электронной коммерции


Опыт внедрения системы электронной коммерции на предприятиях позволил выявить несколько проблем, с которыми приходится сегодня сталкиваться.

  • Проблема онлайновых платежей. Банки и соответствующее законодательство не готовы в полной мере к тому, чтобы обеспечить безопасное и надежное проведение финансовых транзакций через Интернет, хотя с технической точки зрения проблема решена.

  • Некачественный доступ в Интернет в небольших городах и регионах.
  • Несоблюдение норм деловой переписки.
  • Нездоровый консерватизм, косность мышления, недоверие к электронным средствам и возвеличивание роли "человеческого фактора". Человеческий фактор, естественно, всегда будет присутствовать там, где действует человек. Но формы проявления этого фактора могут быть разными и отражать общее состояние культуры и развития общества.

Однако, несмотря на вышеупомянутые проблемы, внедрение систем электронной коммерции безусловно необходимо и неотвратимо. Есть разные мнения — зачем нужны системы электронной коммерции? Или в чем эффект от их внедрения?

Ответ на эти вопросы не столь тривиален, как может показаться с первого взгляда. Отметим наиболее важные аспекты.

Экономический. Создание и внедрение качественной системы электронной коммерции приводит к значительному экономическому эффекту, обусловленному как экономией средств на проведение снабженческо-сбытовых операций, так и увеличением рынка поставщиков – потребителей. Сюда же можно отнести экономию средств на налоговых платежах при правильно построенных финансово-юридических схемах.

Рыночный. Внедрение таких систем способствует развитию рынка и добросовестной конкуренции. Совершенствуются методы изучения рынка и повышается точность рыночной аналитики (что возможно только при "электронизации" информации о спросе и предложении). Улучшается возможность проведения адекватных микро- и макроэкономических исследований. Игрокам рынка подобные системы предоставляют инструмент планирования своей рыночной деятельности, давая возможность выработки адекватных инвестиционных решений.

Интеграционный. Многие компании объединяются в альянсы при работе над проектами B2B (в частности, торговых площадок); вырабатываются единые стандарты.

Юридический. Разработка и внедрение систем электронной коммерции ставит новые задачи, не решенные в рамках действующего законодательства: например, явно недостаточное юридическое обоснование сделок, заключенных в электронной форме (скрепленных электронной цифровой подписью). Таким образом, дается толчок развитию законодательной базы.

Просветительский (информационный). Наличие в Интернет-системах доступа практически ко всем информационным ресурсам — новостным, обзорно-аналитическим, справочным и т. п. дает возможность специалистам быть в курсе новостей, поддерживать свой профессионально-технический уровень.

Научный. Во многих системах B2B реализованы функции "электронных досок объявлений" и "электронных конференций". Онлайновый обмен информацией между учеными, исследователями и разработчиками, конструкторами и технологами дает безграничные возможности в области научной кооперации.

Культурный. Внедрение систем электронного бизнеса привносит организующий элемент, регламентирует этику делового общения между коллегами, партнерами и контрагентами и способствует повышению общей культуры, в том числе производственной, организационной и личной.