Автоматизация товарно-денежного оборота предприятия СООО Евростиль


1 Тема работы: “Автоматизация товарно-денежного оборота предприятия СООО Евростиль”

утверждена распоряжением от 16.04.2004 г. № 391-ОД
2 Срок сдачи студентом законченной работы: 18 июня 2004 г.

3 Исходные данные к проекту (работе): автоматизировать товарно-денежный оборот предприятия и систему расчета заработной платы ,а также документооборот с использованием современных информационных технологий. В рамках проекта реализовать прототип программного продукта, обеспечивающего решение поставленной задачи

4 Краткое содержание дипломной работы:
4.1 Исследовательской части. Произвести обследование предприятия как объекта информатизации; провести анализ существующих концепций проектирования и обосновать выбор концепции проектирования
4.2 Программной части. В среде системы визуального объектно-ориентированного программирования C++Builder 5 и основы модели “объект-отношение” и OMT-модели спроектировать и реализовать программу расчета заработной платы.

4.3 Экономической части. Рассчитать технико-экономические показатели и эффективность разработки программы. Доказать целесообразность внедрения продукта.

4.4 По охране труда. Произвести расчеты освещения и заземления производственного помещения; разработать технические средства и организационные мероприятия, уменьшающие воздействие на работающих выявленных вредных производственных факторов.

АННОТАЦИЯ

Данная дипломная работа представляет собой разработку автоматизированной информационной системы, входящей в состав предприятия CООО «Евростиль». В рамках автоматизированной информационной системы была проведена разработка специализированного программного обеспечения, решающего задачи, связанные с автоматизацией коммерческой деятельности и документооборота данного предприятия.
В дипломной работе анализируются уже существующие на данном этапе программные продукты известных фирм производителей, а затем на основании анализа выдвигаются основные требования для разработки программы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………10

1 Обследование объекта информатизации и формирование
требований к программным средствам…………………………………..12

1.1 Характеристика объекта информатизации……………………………….12
1.2 Описание существующей информационной системы…………………..14
1.2.1 Товарно-денежный оборот предприятия. Общие понятия
об организации бухгалтерского учета предприятия………………14
1.2.2 Учет оплаты труда. Системы заработной платы, порядок её
начисления……………………………………………………………19
1.2.3 Расчет удержаний из заработной платы……………………………21
1.2.4 Документы по учету труда и его оплате……………………………22
1.3 Описание недостатков существующей информационной системы…….24
1.4 Обоснование необходимости совершенствования ИС…………………..25
1.5 Цели и ограничения создания нового ПС…………………………………26
1.6 Ожидаемые технико-экономические результаты создания ПС…………27
1.7 Выводы и предложения…………………………………………………….28
1.8 Рекомендации по созданию программного средства…………………….28
1.9 Разработка концепции проектирования комплекса программных
средств……………………………………………………………………….29
1.9.1 Описание результатов исследования и изучения объекта
информатизации. Ступени автоматизации предприятия и
необходимость консалтинга на данном предприятии………………29
1.10 Описание и оценка преимуществ и недостатков разработанных
альтернативных вариантов концепции создания ПС……………………31
1.10.1 Автоматизированные информационные технологии………………31
1.10.2 Технология и модели “клиент — сервер”……………………………33
1.10.3 Web-технологии «Intranet»……………………………..…………..39
1.10.4 Обзор полузаказных систем…………………………………………42
1.11 Ориентировочный план реализации выбранного варианта
концепции ПС………………………………………………………………47
1.12 Описание автоматизированной информационной системы
предприятия……………………………………………..………………….47
1.13 Требования, гарантирующие качество програмного средства………….50

2 Постановка комплекса задач на предприятии «СООО Евростиль»
для проектирования программного средства………………………………………52

2.1 Описание постановки комплекса задач для проектирования
программного средства……………………………………………………52
2.2 Требования к бухгалтерским системам……………………………………53
2.3 Назначение комплекса задач………………………………………………54
2.4 Условия, при которых прекращаются решение комплекса задач
автоматизированным способом…………………………………………….55
2.5 Входная и выходная информация…………………………………………56
2.6 Обзор модели объект — отношения…………………………………………59
2.7 Проектирование базы данных………………………………………………60
2.7.1 Ссылочная целостность и нормализация…………………………….61
2.8 Обзор объектно-ориентированной модели — ОМТ……………………………..62
2.8.1 Проектирование БД на основе объектной модели системы.……….63
2.8.2 Динамическая модель системы………………………………………66
2.8.3 Функциональная модель подсистемы……………………………….68

3 Расчет экономической эффективности внедрения программных
средств вычислительной техники………………………………………….69

3.1 Общие положения…………………………………………………………..69
3.2 Расчет затрат на проектирование и внедрение ПС………………………72
3.2.1 Расчет капитальных вложений на проектирование…………….…..72
3.2.1.1 Затраты на материалы………………………………………..…73
3.2.1.2 Затраты на оплату труда…………………………………….….74
3.2.1.3 Затраты на отладку программы…………………………………74
3.2.1.4 Оплата сторонним организациям и накладные расходы…..…75
3.2.2 Общая величина капитальных вложений на реализацию
проекта…………………………………………………………….…75
3.2.3 Расчет эксплутационных затрат………………………………….…76
3.3 Определение экономической эффективности внедренной задачи………77
3.3.1 Расчет экономии за счет снижения трудоемкости решения
задачи…………………………………………………………………78
3.3.2 Определение годового экономического эффекта……………….…79
3.3.3 Расчет экономической эффективности………………………….….79

4 Охрана труда……………………………………………………………..……81

4.1 Анализ условий труда………………………………………………………81
4.2 Производственная санитария и гигиена труда……………………………83
4.2.1 Освещение производственного помещения………..………………83
4.2.2 Оздоровление воздушной среды……………………………………91
4.2.3 Защита от шума………………………………………………………92
4.2.4 Защита от электромагнитных полей и статического
электричества…………………………………………………………93
4.2.5 Защита от ионизирующих излучений………………………………94
4.3 Техника безопасности……………………………………..……………….95
4.3.1 Электробезопасность……………………………………..………….95
4.3.2 Организация рабочего места……………………………..………….99
4.3.3 Режим труда и отдыха при работе на ЭВМ…………….…………101
4.4 Пожарная безопасность……………………………………………………102

Заключение………………………………………………………………………103
Перечень сокращений, условных обозначений и наименований……..…104
Список используемой литературы………………………………………..…106
ПриложениеА……………………………………………………………………109
ПриложениеБ………………………………………………………………………………………….115
ПриложениеВ………………………………………………………………………………………….122

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях динамично развивающихся рыночных отношений также динамично должны развиваться системы автоматизации предприятий и учреждений самого различного профиля (финансовых, промышленных, офисных) и самых различных размеров с разнообразными схемами иерархии, начиная от малых предприятий численностью несколько десятков человек и завершая крупными корпорациями численностью в десятки тысяч сотрудников. Такие системы должны быть предназначены для решения задач как предприятия в целом (управление финансовыми ресурсами, управление запасами, планирование и производство, сбыт и снабжение), так и уровня его производственных подразделений, цехов и участков.
Фактически проблема комплексной автоматизации стала актуальной для каждого предприятия. Уже не стоит вопрос «надо или не надо автоматизировать», предприятия столкнулись с проблемой: каким образом это осуществить. Подобная переориентация предприятий объясняется следующими основными причинами:
• повышение степени организованной и финансовой самостоятельности;
• выходом на зарубежный рынок;
• стремлением ряда западных компаний производить свои товары в странах СНГ;
• завершением периода «островковой» автоматизации;
• возрастающей ориентацией предприятий на бизнес – процессы, т.е. деятельности, имеющие ценность для клиента;
• появлением на рынке как зарубежных, так и отечественных систем автоматизации, опыта их внедрения и использования.
Главная особенность индустрии систем автоматизации различных предприятий и учреждений, характеризующихся широкой номенклатурой входных данных с различными маршрутами их обработки, состоит в концентрации сложности на начальных этапах анализа требований и проектирования спецификаций системы при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов.
С другой стороны, не существует двух одинаковых организаций. Следовательно, простое тиражирование даже очень хорошей системы управления никогда не устроит заказчика полностью, поскольку не может учесть его специфики. Более того, в данном случае возникает проблема выбора именно той системы, которая наиболее подходит для конкретного предприятия. В связи с этим следует вывод о необходимости более полного учета специфики предприятия при проектировании системы автоматизации предприятия.
Следует отметить, что для большинства предприятий необходим и предваряющий автоматизацию этап – наведение порядка в их деятельности, создание рациональных технологий и бизнес – процессов. Необходимо провести предварительное обследование предприятия с целью разработки на его основе собственной системы управления, позволяющей улучшить существующие на предприятии технологии.
Данная дипломная работа представляет собой разработку автоматизированной системы расчета заработной платы на предприятии СООО «Евростиль».

1 ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ

1.1 Характеристика объекта информатизации

Объектом информатизации является мебельная фабрика СООО «Евростиль». Результатом функционирования данного предприятия является изготовление, реализация и хранение готовой продукции различного вида, поступившей от различных поставщиков или заказчиков.
В связи с тяжелой экономической ситуацией, сложившейся в настоящее время в нашей республике, организационная структура данного предприятия подвергается частым изменениям. Конечной целью изменения является нахождение оптимального пути выхода из сложившегося положения. Это утверждение является практическим подтверждением закона Рыбакова (закона энтропии). Организационная структура любого предприятия находится в постоянном изменении, что зачастую происходит бессознательно в том смысле, что эти изменения подвергаются недостаточному анализу и проработке, неполной оценке сложившейся ситуации со стороны руководства, и в конечном итоге приводит только к ухудшению организационной структуры предприятия в целом. Вследствие чего, изменению организационной структуры компании должен предшествовать организационный анализ «Как есть» — это анализ функций, организационных звеньев, способов достижения целей, оценка слабых и сильных сторон организационной структуры. Проведя организационный анализ, можно переходить к проектированию функциональной модели компании. В ходе проектирования уточняются состав и иерархия функций и звеньев, а также проверяется их соответствие друг – другу. Современным инструментом поддержки организационного анализа и проектирования являются. методики и программные средства типа OrgWare. Главная задача создания таких программ – дать компьютерный инструмент, который позволит зафиксировать текущее состояние организационной структуры, поддержать организационный анализ, сформировать варианты реструктуризации кампании и наладить то, что называется организацией менеджмента по всем главным его компонентам: учёт, финансы, маркетинг и т.д.
Если предприятие прошло этап формирования организационной структуры то следующим этапом позволяющим улучшить деятельность предприятия, можно предложить внести изменения в бизнес процессы, такие как: увеличение размеров закупок, снижение себестоимости, а также увеличение рынков сбыта и ассортимента продукции, реализуемой данным предприятием. Вследствие чего произойдет увеличение денежного оборота, фактической прибыли а, следовательно, и роста предприятия в целом. Это утверждение является практическим подтверждением закона Эшби. Объем продукции, реализуемый этим предприятием должен соответствовать плану, который формируется из числа заказов (заключенных контрактов) на определенный вид товара. Объем реализованной продукции также зависит от условий рынка и спроса на тот или иной товар.
Задачи, решаемые при автоматизации деятельности компании, во многом зависят от характера его бизнеса, инфраструктуры, административного устройства и многих других факторов. Из всего многообразия задач можно выделить две наиболее распространенные: автоматизация коммерческой деятельности и автоматизация документооборота.
Традиционный подход к автоматизации отдельных конкретных задач на конкретных участках работы предприятия сыграл свою положительную роль. Сформирована философия мышления исполнителей и руководителей о целесообразности использования автоматизированных систем на всех, или некоторых, этапах управленческой и проектно – технологической деятельности. Однако, по мере наращивания и разнообразия автоматизированных решений, возникла проблема их взаимной увязки, передачи информации между ними, исключения дублирования информации, достоверности и целостности информации и т.п. Таким образом, предприятия подошли к проблеме внедрения интегрированных решений в части автоматизации своей деятельности.
На данном предприятии задача автоматизации коммерческой деятельности практически завершена и сложилась достаточно устойчивая её структура. Следующим этапом является решение задачи автоматизации документооборота.