Адаптация финансовой отчетности дочер­них предприятий


Автоматизированная система должна обеспечивать развитую технологическую поддержку процедур интеграции данных удален­ных предприятий и филиалов. Вместе с тем, технология сбора дан­ных определяется технической и программной средой предпри­ятий, входящих в сферу консолидации. Одни из дочерних пред­приятий имеют техническую базу, другие ведут учет вручную. При этом дочерние предприятия, имеющие техническую базу, мо­гут работать с той же программой автоматизации, что и головное (материнское) предприятие, либо использовать при ведении уче­та иную программу. Кроме того, одни предприятия могут быть включены в глобальную сеть концерна, а другие — работают ло­кально.

Все эти моменты должны быть учтены при организации технологии сбора и передачи данных в системе. Поэтому в систе­мах автоматизации предусмотрены разные варианты сбора и пере­дачи данных для консолидации отчетности:

в виде документов-формуляров и передачи этих документов курьером для филиалов, ведущих учет вручную. В этих случаях пе­речень документов-формуляров и их реквизитный состав, а также порядок заполнения строго регламентированы в рамках информа­ционной системы корпорации;

передача данных на дискете при локальной эксплуатации компьютеров на филиалах;

передача данных по сети при подключении филиала к гло­бальной сети корпорации.

Адаптация финансовой отчетности дочер­них предприятий. Каждое из предприятий, входящих в кон­солидируемую группу, может иметь свой план счетов и проводить свою учетную политику, отличную от учетных директив материн­ского предприятия. Прежде всего, это касается предприятий, функционирующих за рубежом, которые представляют бухгалтер­скую отчетность, сформированную в соответствии с внутренни­ми требованиями и предписаниями страны пребывания, а также в валюте, отличающейся от валюты материнского предприятия. Это приводит к необходимости дополнительной обработки отче­тов, требует поддержки определенной методики объединения систем счетов, используемых различными предприятиями. Поэтому первой процедурой обработки является адаптация, которая позво­ляет привести в соответствие оценку показателей отчетности и пе­регруппирование исходных данных в соответствии с учетными ди­рективами составления отчетности в корпорации. Балансы, отче­ты о прибылях и убытках отдельных предприятий приводятся во взаимное соответствие, а на все возникающие при этом разницы формируются так называемые адаптирующие проводки, храня­щиеся в отдельном файле по позициям баланса по каждому консо­лидируемому предприятию.

Процедура адаптации может выполняться, как централизовано в головном предприятии, так и децентрализовано. В последнем слу­чае дочернее предприятие ведет параллельный автоматизирован­ный учет по двум (нескольким) планам счетов и составляет финан­совую отчетность не только в соответствии с требованиями страны нахождения предприятия, но и по форме и согласно принципам и методам головного предприятия, консолидирующего отчетность. Это, однако, не исключает формирования адаптирующих и коррек­тирующих проводок на уровне головного предприятия.