Загрузка...

Формирование регламентной отчетности


Составление внешней регламентированной отчетности являет­ся завершающим этапом бухгалтерской работы. Помочь бухгалте­ру правильно подготовить все формы отчетности для внешних пользователей является одним из основных предназначений любой компьютерной системы учета. Поэтому современная система автоматизации учета должна иметь средства обработки накоплен­ной информации и получения сводных данных не только для представления их в форме стандартных учетных регистров, но для отражения их в формах бухгалтерской и налоговой отчетно­сти, отчетах для внебюджетных фондов, статистической и иной отчетности.

Однако не все системы обеспечивают выполнение этой функ­ции в полном объеме. Различают три группы систем автоматизации бухгалтерского учета:

системы, которые ограничиваются только формированием стандартных учетных регистров, Такие системы не формируют даже баланса, предоставляя делать ‘ это бухгалтеру по распечаткам главной книги и оборотной ведомости. Эти системы были характерны для ранней стадии компьютер­ного учета, но их можно встретить и сейчас.

системы, которые обеспечивают получение только регламентированной бухгалтерской от­четности — бухгалтерского баланса (форма 1), отчета о прибы­лях и убытках (форма 2), отчета об изменениях капитала (форма 3), отчета о движении денежных средств (форма 4), приложения к балансу (форма 5). Такие системы не создают отчетов для налого­вых органов, внебюджетных фондов, органов статистики и др. Не­которые из систем этой группы формируют только часть типовых форм бухгалтерской отчетности, как правило, бухгалтерский ба­ланс и отчет о прибылях и убытках.

системы, которые обеспечивают получение рег­ламентированной отчетности: бухгалтерской, на­логовой, статистической, отчетов для внебюд­жетных фондов. Такие системы позволяют вести налоговый учет в рамках бухгалтерского учета. При необходимости они дают д возможность расширить состав регламентированной отчетности отраслевой и региональной отчетностью.

Следует заметить, что формирование регламентированной от­четности системами даже третьей группы вовсе не означает, что по­казатели любой формы отчетности полностью формируются и за­полняются автоматически по данным бухгалтерского учета. Часто данные бухгалтерского учета не позволяют правильно рассчитать налогооблагаемую базу, так как в расчет принимаются различные льготы и регулирующие суммы, определяемые нормативными документами. Иногда для получения показателей типовых форм отчетности требуется организация дополнительного аналитического учета, который либо не предусмотрен в рамках бухгалтерского уче­та, либо организация его теоретически возможна, но технологиче­ски сложна и нецелесообразна. Поэтому различают три режима за­полнения показателей типовых форм отчетности в компьютерных системах учета: ручной, автоматический, автоматизированный.

При заполнении показателей типовых форм отчетности вруч­ную система формирует только бланк типовой формы отчета и заполняет в нем общие реквизиты: наименование организации и ее основные реквизиты, данные о руководителе, бухгалтере и т.п. Значения показателей форм отчетности вводятся вручную на ос­нове предварительного анализа данных бухгалтерского и налого­вого учета и соответствующих расчетов. После заполнения граф формы введенными показателями отчет выводится на печать. Данный режим используется, например, при заполнении форм от­четов «Сводный расчет земельного налога» и «Расчет налога на рекламу». В первом отчете сумма земельного налога может быть рассчитана только после того, как бухгалтером будут введены дан­ные о налогооблагаемом объекте, площади земельного участка и ставке налогообложения. Эти данные не содержатся в бухгалтер­ском учете. Во втором отчете для расчета налогооблагаемой базы следует собрать все затраты на рекламу, рассчитав облагаемые за­траты. В принципе такая задача может быть решена, но практиче­ски вряд ли целесообразна. В целом указанный подход характери­зует низкий уровень автоматизации составления отчетности.

Загрузка...