Завершение квартала


При завершении квартала перед составлением промежу­точной отчетности кроме перечисленных процедур дополнитель­но выполняются еще ряд расчетов. В их числе:

1. Расчет сумм налогов и сборов, расходы по уплате которых от­носят на финансовый результат предприятия (налог на имущест­во предприятий, местные налоги и сборы).

2. Переоценка остатков имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

3. Расчет налога на прибыль.

4. Расчет налогов и сборов, расходы по уплате которых отно­сятся на уменьшение чистой прибыли.

Как и процедуры завершения месяца, указанные действия вы­полняются в системах компьютерного учета с разной степенью ав­томатизации. Обычно наиболее полно реализуются только дейст­вия по переоценке остатков имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Например, в системе «1С:Бухгалтерия 7.7» для этого используется спе­циальный документ «Переоценка валюты» (рис. 6.2).

Переоценка валюты №

Переоценка валюты

В результате проведения документа «Переоценка валюты» автоматиче­ски формируются проводки по начислению курсовых разниц по всем валю­там и всем счетам, требующим переоценки.

По завершении года перед составлением годовой отчетности кроме вышеперечисленных выполняются процедуры:

1. Проведение инвентаризации для документального подтверждения наличия и состояния активов и обязательств организации и ввод в информационную базу учета необходимых проводок.

2. Реформация баланса.

Только после выполнения перечисленных процедур, формирования по ним проводок и отражения их в информационной базе| учета, выполнения пересчета итогов оборотов и остатков по счетам, субсчетам, объектам аналитического учета можно приступить к составлению промежуточной или годовой бухгалтерской отчетности.

Чтобы правильно сформировать показатели отчетности пользователь должен придерживаться тех рекомендаций по ведению компьютерного учета, которые предлагаются системой. Так, бухгалтер должен внимательно отнестись к организации аналитического учета на счетах. Например, если он не будет вести аналитики на счете прибылей и убытков, то система не сможет сформировать показатели «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2). Много ограничений накладывает и налоговый учет, который ведется в рамках бухгалтерского учета. Например, только раздель­ный учет реализации продукции, облагаемых разными ставками налогов, позволяет правильно сформировать декларацию по нало­гу на прибыль. Таких соглашений множество. Перед организаци­ей компьютерного учета бухгалтер должен изучить их и так по­строить свою систему учета, чтобы правильно формировались все показатели бухгалтерской и налоговой отчетности.

Желательно, чтобы перед составлением отчетности компьютер­ная система могла выполнить проверку корректности данных участвующих в составлении отчетности.

Например, в системе «1С:Бухгалтерия 7.7» этой цели служит регламен­тированный отчет «Анализ составления бухгалтерского учета». Он включа­ет четыре раздела:

1) Анализ рабочего плана счетов.

2) Анализ баланса счетов.

3) Анализ бухгалтерских итогов.

4) Анализ бухгалтерских проводок.

Анализ рабочего плана счетов. В разделе проверяются: настройка пла­на счетов в соответствии с рекомендациями системы, тип счета по отноше­нию к балансу, структура аналитического учета на счетах. При отклонениях выдается сообщение об ошибке.

Анализ баланса счетов. Проверяются: бухгалтерские итоги на конец отчет­ного периода; счета, подлежащие закрытию на конец месяца или отчетного пе­риода.

Анализ бухгалтерских итогов. Проверяются остатки на счетах в соот­ветствии с их типом по отношению к балансу, контролируются количествен­ные остатки на счетах и в случае их расхождения со стоимостными остатка­ми выдается сообщение об ошибке. Выявляются счета с признаком валют­ного учета, по которым не пересчитаны остатки на конец отчетного периода по курсу Центрального банка РФ.

Анализ бухгалтерских проводок. Проверяется наличие недопустимых бухгалтерских проводок, которые влекут неправильное формирование пока­зателей отчетности.

Такая предварительная проверка позволяет бухгалтеру выявить и ис­править ошибки до составления бухгалтерской отчетности и налоговых и иных отчетов.