Интеграция АСУ/ERP и систем B2B


Автоматизированные системы управления (АСУ) предприятием или, как сейчас принято их называть, системы планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning) берут свое начало из далеких 70-х. Назначение систем АСУ/ERP — обеспечить согласованное решение задач учета, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия. Классический состав задач АСУ/ERP, как правило, охватывает все сферы жизнедеятельности предприятия, причем АСУ/ERP выступает как единый комплекс взаимосвязанных задач.

Решение задач снабжения и сбыта в таких классических системах АСУ/ERP, как правило, сводится к учетным функциям. При этом нет механизма непосредственного компьютерного взаимодействия с поставщиками и потребителями (точнее, с их системами управления ресурсами). Эту брешь как раз и могут залатать системы электронной коммерции B2B, обеспечивающие электронный интерфейс между поставщиками и потребителями. Таким образом, интеграция систем АСУ/ERP с системами B2B — естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия. С другой стороны, становится совершенно очевидным, что создание и эксплуатация систем электронной коммерции, прежде всего систем B2B, эффективны только в том случае, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и, соответственно, встроены в систему планирования и управления ресурсами.

Поскольку электронная торговая площадка как система электронной коммерции B2B позволяет осуществить прямое взаимодействие между субъектами рынка — поставщиками и потребителями, такая торговая площадка может стать элементом интеграции систем АСУ/ERP субъектов рынка. В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка. При этом важно понимать, что информационная безопасность внутренней системы АСУ/ERP, ее защита от вторжения из внешней зоны безусловно обеспечена рядом технических решений (см. рис. 2). Во-первых, внутренняя система АСУ/ERP находится в зоне интрасети, а торговая площадка — в Интернете; адресация ресурсов в этих зонах отличается, и адреса внутренней интранет-зоны недоступны из внешней Интернет-зоны. Во-вторых, существуют специальные системы защиты (прокси-серверы, сетевые экраны).

Таким образом, в интегрированной системе АСУ/ERP + B2B каждое рабочее место специалиста по снабжению или сбыту оказывается подключенным как ко внутренней зоне, в которой решаются локальные задачи управления ресурсами, так и ко внешней зоне — торговой площадке, через которую он связывается и взаимодействует с партнерами и контрагентами (поставщиками и потребителями).

Загрузка...